Учебная библия джона макартура. Краткий обзор учебной библии с комментариями джона мак-артура Библия макартура читать онлайн

Название

Название четвертого Евангелия соответствует образцу остальных Евангелий. Оно было названо сначала «Согласно Иоанну», а слово «Евангелие», как и в других книгах, было добавлено позже.

Хотя в Евангелии нет имени автора, ранняя церковь решительно и единогласно называет автором Апостола Иоанна. Отец ранней церкви Ириней (ок. 130‑200 г. по Р.Х.) был учеником Поликарпа (ок. 70‑160 г. по Р.Х.), который был учеником Апостола Иоанна. Ириней утверждал, основываясь на авторитете Поликарпа, что Иоанн написал Евангелие в преклонных годах, когда жил в Ефесе, в Малой Азии («Против ересей», 2.22.5; 3.1.1). Все отцы церкви после Иринея считали Иоанна автором этого Евангелия. Климент Александрийский (ок. 150‑215 г. по Р.Х.) писал, что Иоанн, знавший факты, изложенные в других Евангелиях, и движимый Духом Святым, составил «святое благовествование» (см. Евсевий, История церкви, 6.14.7).

Существенные отличительные особенности Евангелия подтверждают предание ранней церкви. В то время как синоптические Евангелия (Матфея, Марка, Луки) примерно 20 раз (включая аналогии) называют Апостола Иоанна по имени, в Евангелии от Иоанна он не упомянут прямо. Наоборот, автор предпочитает называть себя учеником, «которого любил Иисус» (13:23; 19:26; 20:2; 21:7, 20). Отсутствие какого‑либо прямого упоминания имени Иоанна примечательно, когда рассматривается важная роль, которую играли в Евангелии другие названные ученики. Однако повторяющееся определение себя учеником, «которого любил Иисус», т. е. намеренное нежелание Иоанна называть свое имя, отражает его скромность и показывает его отношение к своему Господу Иисусу. В упоминании его имени не было необходимости, поскольку его первоначальные читатели знали определенно, что он был автором Евангелия. Также, анализируя главным образом материал в 20‑й, 21‑й главах, посредством метода исключения мы приходим к выводу, что этот ученик, «которого любил Иисус», является Апостолом Иоанном (например, 21:24; ср. 21:2). Поскольку автор Евангелия точен в упоминании имен других персонажей в книге, то, если бы автором был кто‑то другой, а не апостол Иоанн, он не опустил бы имени Иоанна.

Анонимность Евангелия сильно подкрепляет аргументы в пользу авторства Иоанна, потому что написать Евангелие, так значительно отличающееся по форме и содержанию от других Евангелий и получившее единодушное одобрение ранней церкви, мог только человек с хорошо известным и выдающимся авторитетом апостола. И наоборот, апокрифические евангелия, которые писались с середины второго века и ложно приписывались апостолам или другим известным личностям, близко общавшимся с Иисусом, были, однако, со всеобщего одобрения, отвергнуты церковью.

Иоанн и Иаков, его старший брат (Деян. 12:2), были известны как «сыны Зеведеевы» (Мф. 10:2‑4), а Иисус назвал их «сыны громовы» (Мк. 3:17). Иоанн был апостолом (Лк. 6:12‑16) и одним из троих самых близких друзей Иисуса (вместе с Петром и Иаковом - ср. Мф. 17:1; 26:37), а также свидетелем и участником раннего служения Иисуса (1Ин. 1:1‑4). После Вознесения Христа Иоанн стал «столпом» церкви в Иерусалиме (Гал. 2:9). Он нес служение с Петром (Деян. 3:1; 4:13; 8:14) до тех пор, пока не ушел в Ефес (предание говорит, что это было до разрушения Иерусалима), где он написал свое Евангелие и откуда римляне сослали его на Патмос (Отк. 1:9). Кроме Евангелия, которое носит его имя, Иоанн также написал три послания и книгу Откровения (Отк. 1:1).

Так как труды некоторых отцов церкви указывают на то, что Иоанн активно писал в преклонные годы и что он уже был знаком с синоптическими Евангелиями, многие датируют это Евангелие временем вскоре после их написания, но до времени написания Иоанном посланий и Откровения. Иоанн написал свое Евангелие ок. 80‑90 г. по Р.Х., примерно через 50 лет после того, как он был свидетелем земного служения Иисуса.

Исторический фон и предпосылки написания

Стратегически важным фактом для понимания предпосылок написания Евангелия от Иоанна в окружающей обстановке является то, что, согласно преданию, Иоанн знал синоптические Евангелия. Очевидно, он написал свое Еванглие для того, чтобы внести особый вклад в письменное упоминание о жизни Господа («духовное Евангелие») и, отчасти, дополнить повествования Матфея, Марка и Луки.

Характерные особенности Евангелия подтверждают эту цель:

1. Иоанн предоставил большое количество уникального материала, не записанного в других Евангелиях.

2. Часто он сообщает сведения, которые помогают лучше понять события, описанные в синоптических Евангелиях. Например, хотя в них повествование начинается со служения Иисуса в Галилее, они предполагают, что и до этого у Иисуса было служение (например, Мф. 4:12; Мк. 1:14). Иоанн дает на это ответ описанием предшествующего служения Иисуса в Иудее (гл. 3) и Самарии (гл. 4). В Мк. 6:45, после насыщения 5 тысяч, Иисус побудил своих учеников переправиться в Вифсаиду через Галилейское море. Иоанн записал причину. Люди были готовы сделать Иисуса царем оттого, что Он чудесным образом умножил пищу, и Он уклонялся от их лукавых усилий (6:26).

3. Евангелие от Иоанна - самое богословское из Евангелий, содержащее, например, глубокий теологический пролог (1:1‑18), больше поучительного материала и бесед, чем повествовательного материала (например, 3:13‑17), и самый большой объем учения о Духе Святом (например, 14:16, 17, 26; 16:7‑14). Хотя Иоанн был знаком с синоптическими Евангелиями и придал своему Евангелию их форму, в духе он был независим от их информации. Скорее при составлении этого Евангелия он под водительством Святого Духа использовал свои собственные воспоминания как очевидца (1:14; 19:35; 21:24).

Евангелие от Иоанна - единственное Евангелие из четырех, которое содержит определенное утверждение о цели автора при написании (20:30, 31). Он утверждает, что «сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31). Таким образом, основная цель двоякая: евангелистская и апологетическая. Тот факт, что слово «веровать» встречается в этом Евангелии примерно 100 раз (синоптические Евангелия используют это слово меньше, чем наполовину), подтверждает евангелистскую цель. Иоанн написал свое Евангелие с тем, чтобы предоставить своим читателям основания для спасающей веры и, в результате, заверить, что они получат Божий дар вечной жизни (1:12).

Апологетическая цель тесно связана с евангелистской целью. Иоанн написал для того, чтобы убедить своих читателей в подлинности Иисуса как воплощенного Богочеловека, Чьи Божья и человеческая природы были соединены совершенным образом в одной Личности и Кто был предсказанным Христом («Мессией») и Спасителем всего мира (например, 1:41; 3:16; 4:25, 26; 8:58). Все Евангелие он строит вокруг 8 «чудес» или доказательств, которые удостоверяют истинную Личность Иисуса, ведущую к вере. Первая половина его труда сосредоточивается вокруг семи сверхъестественных знамений, избранных для того, чтобы открыть Личность Христа и пробудить веру: 1) претворение воды в вино (2:1‑11); 2) исцеление сына царедворца (4:46‑54); 3) исцеление парализованного (5:1‑18); 4) насыщение множества народа (6:1‑15); 5) хождение по воде (6:16‑21); 6) исцеление слепого (9:1‑41); 7) воскрешение из мертвых Лазаря (11:1‑57); 8) чудесный улов рыбы (21:6‑11) после Воскресения Христа.

Согласно евангелистским и апологетическим целям Евангелия от Иоанна, всеобъемлющая сущность Евангелия находится в 20:31 - «Иисус есть Христос, Сын Божий». Поэтому книга сосредоточена на Личности и труде Христа. Три преобладающих слова («чудеса», «веровать» и «жизнь») в 20:30, 31 постоянно получают новую выразительность по всему Евангелию, чтобы усилить тему спасения в Нем, которая вначале изложена в прологе (1:1‑18; ср. 1Ин. 1:1‑4) и затем разными способами снова отражается во всем Евангелии (например, 6:35, 48; 8:12; 10:7, 9, 11‑14; 11:25; 14:6; 17:3). К тому же Иоанн дает описание того, как люди отзывались на Иисуса Христа и спасение, которое Он предложил. В итоге можно сказать, что Евангелие сосредоточивается: 1) на Иисусе как на Слове, Мессии и Сыне Божием; 2) на Том, Кто дает человечеству дар спасения; 3) на людях, которые принимают или отвергают предложение.

У Иоанна также представлены сравнительные подтемы, которые усиливают его основную мысль. Он применяет противопоставление (жизнь и смерть, свет и тьма, любовь и ненависть, свыше и внизу), чтобы передать жизненно важную информацию о Личности и деяниях Христа и о необходимости верить в Него (например, 1:4, 5, 12, 13; 3:16‑21; 12:44‑46; 15:17‑20).

Здесь также есть 7 выразительных утверждений «Я ЕСМЬ», которые определяют Иисуса как Бога и Мессию (6:35; 8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5).

Проблемы толкования

Так как Иоанн изложил свое повествование в простой и понятной манере, есть опасность недооценивать глубину этого Евангелия. Поскольку Евангелие от Иоанна - «святое» благовествование (см. Автор и время написания), оно передает глубокие истины. Для того чтобы открыть огромные богатства духовных сокровищ, которые апостол под водительством Святого Духа (14:26; 16:13) с любовью оставил в своем Евангелии, читатель должен молитвенно и тщательно исследовать книгу.

Хронологический расчет в Евангелии от Иоанна и в синоптических Евангелих представляет трудность, особенно в отношении времени Последней Вечери (13:2). В то время, как синоптические Евангелия изображают учеников и Господа на Последней Вечере, евших пасху в четверг вечером (14‑го Нисана), и Иисуса, распятого в пятницу, Евангелие от Иоанна утверждает, что иудеи не вошли в преторию, «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (18:28). Следовательно, ученики ели пасху в четверг вечером, а иудеи не ели. И в самом деле, Иоанн (19:14) утверждает, что страдания и распятие Иисуса произошли в день подготовки к Пасхе, а не после того, как пасху ели, так что, пострадав и быв распят в пятницу, фактически Христос отдал Свою жизнь в то самое время, когда приносили в жертву пасхального агнца (19:14). Встает вопрос: почему ученики ели пасху в четверг?

Ответ заключается в том, что иудеи по‑разному отсчитывали начало и окончание дня. Из Иосифа Флавия, Мишны и из других древнееврейских источников известно, что иудеи в северной Палестине считали дни от восхода до восхода. Эта область включала Галилею, где выросли Иисус и все ученики, за исключением Иуды. Очевидно, большинство фарисеев, если не все, пользовались этой системой исчисления. Но иудеи в южной части, центром которой был Иерусалим, подсчитывали дни от заката до заката. Так как все священники обязательно жили в Иерусалиме или возле него, как и большинство саддукеев, они следовали южной системе.

Несомненно, такое отклонение иногда вызывало недоразумения, но оно имело также практические преимущества. Например, во время Пасхи оно давало возможность законно отмечать праздник два дня подряд, тем самым позволяя приносить жертвы в храме в общей сложности в течение не двух, а четырех часов. Такое разделение дней, может быть, также имело целью ослабить как региональные, так и религиозные разногласия между двумя группами.

Исходя из этого легко объясняются кажущиеся неоответствия в евангельских повествованиях. Будучи галилеянами, Иисус и ученики считали, что день Пасхи начался после восхода солнца в четверг, а закончился при восходе солнца в пятницу. Иудейские вожди, арестовавшие и судившие Христа, будучи в основном священниками и саддукеями, считали, что день Пасхи начнется в четверг на закате и закончится в пятницу при заходе солнца. Посредством такой разницы, предопределенной суверенным Божьим постановлением, Иисус мог законно праздновать с учениками последнюю пасхальную вечерю и все же отдать Свою жизнь и быть принесенным в жертву в день Пасхи.

И снова можно видеть, как Бог суверенно и чудесно заботится о точном исполнении Своего плана искупления. Иисус был Кем угодно, только не Жертвой коварных замыслов людей, и еще меньше - слепого случая. Каждое произнесенное Им слово и каждое совершенное Им действие направлялись и надежно защищались Богом. Даже слова и поступки других против Него контролировались Богом. См., например, 11:49‑52; 19:11.

План

I. Воплощение Божьего Сына (1:1‑18)

А. Его предвечное существование (1:1, 2)
Б. Его деяния до воплощения (1:3‑5)
В. Его Предтеча (1:6‑8)
Г. Его отвержение (1:9‑11)
Д. Его принятие (1:12, 13)
Е. Его Божья природа (1:14‑18)

II. Свидетельства об Иисусе как о Сыне Божьем (1:19–4:54)

А. Свидетельство Иоанна Крестителя (1:19‑34)

1. Религиозным вождям (1:19‑28)
2. При крещении Христа (1:29‑34)

Б. Свидетельство ученикам Иоанна (1:35‑51)

1. Андрею и Петру (1:35‑42)
2. Филиппу и Нафанаилу (1:43‑51)

В. Свидетельства в Галилее (2:1‑12)

1. Первое чудо: превращение воды в вино (2:1‑10)
2. Вера учеников (2:11, 12)

Г. Свидетельства в Иудее (2:13–3:36)

1. Очищение храма (2:13‑25)
2. Изложение учения Никодиму (3:1‑21)
3. Проповедь Иоанна Крестителя (3:22‑36)

Д. Свидетельства в Самарии (4:1‑42)

1. Свидетельство самарянке (4:1‑26)
2. Свидетельство ученикам (4:27‑38)
3. Свидетельство жителям Самарии (4:39‑42)

Е. Свидетельства в Галилее (4:43‑54)

1. Принятие жителями Галилеи (4:43‑45)
2. Второе чудо: исцеление сына царедворца (4:46‑54)

III. Противление Иисусу как Сыну Божьему (5:1–12:50)

А. Противление на празднике в Иерусалиме (5:1‑47)

1. Третье чудо: исцеление парализованного (5:1‑9)
2. Отвержение иудеями (5:10‑47)

Б. Противление во время Пасхи (6:1‑71)

1. Четвертое чудо: насыщение 5 тысяч (6:1‑14)
2. Пятое чудо: хождение по воде (6:15‑21)
3. Учение о Хлебе Жизни (6:22‑71)

В. Противление на празднике кущей (7:1–10:21)

1. Враждебность (7:1–8:59)
2. Шестое чудо (9:1–10:21)

Г. Противление на празднике обновления (10:22‑42)
Д. Противление в Вифании (11:1–12:11)

1. Седьмое чудо: воскрешение Лазаря (11:1‑44)
2. Фарисеи замышляют убить Христа (11:45‑57)
3. Мария помазывает Христа (12:1‑11)

Е. Противление в Иерусалиме (12:12‑50)

1. Торжественный вход (12:12‑22)
2. Рассуждение о вере и отвержении (12:23‑50)

IV. Подготовка учеников Сына Божьего (13:1–17:26)

А. В горнице (13:1–14:31)

1. Умывание ног (13:1‑20)
2. Сообщение о предательстве (13:21‑30)
3. Рассуждение об уходе Христа (13:31–14:31)

Б. По дороге в сад (15:1–17:26)

1. Наставление учеников (15:1–16:33)
2. Ходатайство перед Отцом (17:1‑26)

V. Казнь Сына Божьего (18:1–19:37)

А. Отвержение Христа (18:1–19:16)

1. Его арест (18:1‑11)
2. Суды над Христом (18:12–19:16)

Б. Распятие Христа (19:17‑37)

VI. Воскресение Сына Божьего (19:38–21:23)

А. Погребение Христа (19:38‑42)
Б. Воскресение Христа (20:1‑10)
В. Явления Христа (20:11–21:23)

1. Марии Магдалине (20:11‑18)
2. Ученикам без присутствия Фомы (20:19‑25)
3. Ученикам в присутствии Фомы (20:26‑29)
4. Заявление о цели Евангелия (20:31, 32)
5. Ученикам (21:1‑14)
6. Петру (21:15‑23)

VII. Заключение (21:24, 25)

Толкование Нового Завета продолжает оставаться для меня наградой и Божественным общением. Моей целью всегда было тесное общение с Господом посредством понимания Его Слова и, на основании этого опыта, разъяснение значения того или иного отрывка народу Божьему. Говоря словами Неем. 8:8, я стараюсь «[присоединять] толкование» к тексту из Слова Божия, чтобы люди могли истинно слышать, что Бог говорит им, и отвечать Ему.

Народ Божий нуждается в понимании Бога, что в свою очередь требует познания Его Слова истины (2 Тим. 2:15), чтобы Его Слово могло вселяться в нас обильно (Кол. 3:16). Поэтому в своём служении я ставлю упор на то, чтобы способствовать живому проникновению истин Слова Божьего в сердце Его народа. Для меня этот труд – источник живительного вдохновения.

Данная серия толкований на книги Нового Завета отражает вышеприведенную цель – объяснение и применение Священного Писания. Некоторые толкования преследуют, главным образом, лингвистические задачи, другие – большей частью теоретические, а некоторые – в основном гомилетические. Эта книга посвящена, в основном, толкованию и объяснению. Она не впадает в лингвистические тонкости, а лишь затрагивает область языкознания в тех случаях, когда это способствует более точному изложению. Книга также не претендует на исчерпывающее богословское обоснование, но освещает основные доктрины Писания в каждом его отрывке и показывает связь каждого отрывка со всем Писанием. Она не относится и к разряду гомилетических, хотя каждая законченная мысль рассматривается как единая глава с чётким планом и логическим обоснованием идеи. Большинство истин поясняются на примерах, и указывается на их связь с другими местами Писания. После установления контекста определенного отрывка, я старался внимательно следовать за развитием мысли и рассуждением автора.

Я молюсь о том, чтобы каждый читатель во всей полноте понял, что Дух Святой говорит ему через эту книгу Слова Божьего, с тем, чтобы Его откровение могло поселиться в разуме верующих и принести плод большего послушания и верности – во славу нашему великому Богу. Джон МакАртур.

1:1‑18 Эти стихи составляют пролог. Он знакомит со многими из основных тем, которые Иоанн будет рассматривать, особенно с главной из них, что «Иисус есть Христос, Сын Божий» (ст. 12‑14, 18; ср. 20:31). Здесь можно найти много ключевых слов, которые повторяются по всему Евангелию (например, жизнь, свет, свидетельство, слава). Последующее содержание Евангелия развивает тему пролога о том, как Вечное Слово Бога, Иисус - Мессия и Сын Божий, стало плотью и служило среди людей для того, чтобы спаслись все, кто поверит в Него. Несмотря на то, что пролог написан Иоанном самым простым в Новом Завете языком, в нем передаются самые глубокие истины. В прологе представлены шесть основных истин о Христе как о Сыне Божьем: 1) вечный Христос (ст. 1‑3); 2) воплощенный Христос (ст. 4, 5); 3) предтеча Христа (ст. 6‑8); 4) непризнанный Христос (ст. 9‑11); 5) всемогущий Христос (ст. 12, 13) и 6) славный Христос (ст. 14‑18).

1:1 В начале В отличие от 1Ин. 1:1, где Иоанн употребил подобную фразу («от начала»), чтобы сообщить об отправной точке служения Иисуса и проповеди Евангелия, здесь эта фраза проводит параллель с Быт. 1:1, где использовано то же выражение. Иоанн применил это словосочетание в абсолютном значении, чтобы упомянуть о начале существования материальной вселенной во времени и пространстве. было Глагол выдвигает на первый план предвечное существование Слова, т.е. Иисуса Христа. До начала существования вселенной всегда существовала Вторая Личность Троицы, т.е. Он был всегда (ср. 8:58). Это слово используется в противовес глаголу «начало быть» в ст. 3, который означает начало во времени. Иоанн не включил родословную, которая есть у Матфея и Луки, потому что он отражает тему, что Иисус Христос - вечный Бог, Вторая Личность Троицы. Тогда как с точки зрения Его человеческой природы у Него была свойственная человеку генеалогия, с точки зрения Его Божьей природы у Него не было генеалогии. Слово Иоанн заимствовал термин «Слово» не только из терминологии Ветхого Завета, но также из греческой философии, в которой выражение было по существу безличным, означающим наделенную разумом первопричину «божественного разума», «интеллекта» или даже «мудрости». Однако Иоанн наполнил термин исключительно ветхозаветным и христианским смыслом (например, Быт. 1:3, где Слово Божье создало мир; Пс. 32:6; 106:20; Пр. 8:27, где Слово Божье - Его могущественное самовыражение в творении, мудрости, откровении и спасении) и сделал его ссылкой на Личность, т.е. Иисуса Христа. Поэтому греческая философия не является исключительной основой мысли Иоанна. Со стратегической точки зрения, термин «Слово» служит словом‑мостом для достижения не только иудеев, но и неспасенных греков. Иоанн выбрал это понятие, потому что оно было знакомо как иудеям, так и грекам. и Слово было у Бога Слово, являясь Второй Личностью Троицы, всю вечность находилось в близком общении с Богом Отцом. Однако, несмотря на то, что Слово вместе с Отцом обладало великолепием небес и вечностью (Ис. 6:1‑13; ср. 12:41; 17:5), Оно с готовностью оставило славу неба, принимая образ человека, и было подвергнуто крестной смерти (см. пояснения к Флп. 2:6‑8). было Бог В греческом конструкция подчеркивает, что Слово обладало всей сущностью или атрибутами Бога, т.е. Иисус Мессия полностью был Богом (ср. Кол. 2:9). Даже при Своем воплощении, когда Он уничижил Себя, Он не перестал быть Богом, но, приняв настоящую человеческую природу - тело, - Он добровольно отказался от самостоятельного проявления Божьих свойств.

1:3 Все чрез Него начало быть Иисус Христос был Представителем Бога Отца, участвовавшим в творении всего во вселенной (Кол. 1:16, 17; Евр. 1:2).

1:4, 5 жизнь... свет... тьма Иоанн знакомит читателей с противоположными темами, которые встречаются во всем Евангелии. «Жизнь» и «свет» - это качества Слова, присущие не только Богу (5:26), но также тем людям, которые откликаются на проповедь Евангелия об Иисусе Христе (8:12; 9:5; 10:28; 11:25; 14:6). В Евангелии от Иоанна слово «жизнь» употребляется около 36 раз - гораздо больше, чем в любой другой книге Нового Завета. В широком смысле оно говорит не только о физической (временной) жизни, которую дал Сын сотворенному миру во время Своего участия в этом творении (ст. 3), но главным образом о духовной (вечной) жизни, переданной как дар через веру в Него (3:15; 17:3; Еф. 2:5). «Свет» и «тьма» - привычные символы в Писании. В интеллектуальном отношении «свет» относится к библейской истине, а «тьма» означает заблуждение или обман (ср. Пс. 118:105; Пр. 6:23). В нравственном отношении «свет» относится к святости или чистоте (1Ин. 1:5), тогда как «тьма» говорит о грехе или проступке (3:19; 12:35, 46; Рим. 13:11‑14; 1Фес. 5:4‑7; 1Ин. 1:6; 2:8‑11). По отношению к сатане, который в настоящее время правит духовно темным миром, как «князь, господствующий в воздухе», способствуя духовной темноте и бунту против Бога (Еф. 2:2), и его бесовскому воинству(1Ин. 5:19) «тьма» имеет особый смысл. Из 17 случаев появления выражения «тьма» в Новом Завете, Иоанн употребляет его 14 раз (8 - в Евангелии, и 6 - в 1‑м Послании), делая его почти исключительно Иоанновым словом. По отношению к Иисусу Христу, Слову, выражения «жизнь» и «свет» имеют также свое особое значение (ст. 9; 9:5; 1Ин. 1:5‑7; 5:12, 20).

1:5 не объяла Значение этого слова лучше передать как «не одолела». Тьма не в состоянии победить или покорить свет. Точно так, как одна свеча может превозмочь мрак, заполнивший комнату, Личность и дела Сына (Его смерть на кресте; ср. 19:11а) побеждают силы тьмы.

1:6 посланный от Бога Будучи предтечей Иисуса, Иоанн должен был свидетельствовать о Нем как о Мессии и Сыне Божьем. Со служением Иоанна закончились «400 лет молчания» между завершением Ветхого Завета и началом новозаветного периода, когда Бог не давал Своего откровения. Иоанн В этом Евангелии имя «Иоанн» всегда относится к Иоанну Крестителю, а не к Апостолу Иоанну. В отличие от других Евангелий, где для его отождествления используется дополнительное описание (Мф. 3:1; Мк. 1:4; Лк. 7:20), автор этого Евангелия называет его просто «Иоанн» без слова «Креститель». Более того апостол Иоанн (или сын Зеведеев) нигде в Евангелии не назвал себя прямо по имени, хотя он и был одним из трех самых близких друзей Иисуса (Мф. 17:1). Такое молчание решительно доказывает, что написал это Евангелие апостол Иоанн и что его читатели отлично знали, что он составил Евангелие, носящее его имя. Для более подробной информации об Иоанне Крестителе ср. Мф. 3:1‑6; Мк. 1:2‑6; Лк. 1:5‑25; 57‑80.

1:7 свидетельства... свидетельствовать В этом Евангелии уделяется особое внимание словам «свидетельство» или «свидетельствовать», отражающим язык зала судебного заседания Ветхого Завета, где истинность дела должна была утверждаться на основании многочисленных свидетельств (8:17, 18; ср. Втор. 17:6; 19:15). Об Иисусе как о Мессии и Сыне Божьем свидетельствовал не только Иоанн Креститель (ст. 19‑34; 3:27‑30; 5:35), но были также и другие свидетели: 1) самарянка (4:29); 2) дела Иисуса (10:25); 3) Отец (5:32‑37); 4) Ветхий Завет (5:39, 40); 5) народ (12:17) и 6) Дух Святой (15:26, 27). дабы все уверовали чрез него Слово «него» относится не ко Христу, а к Иоанну как посреднику, который свидетельствовал о Христе. Целью его свидетельства было вызвать веру в Иисуса Христа как Спасителя мира.

1:8 Он не был свет В то время как Иоанн Креститель был субъектом веры, Иисус Христос является объектом веры. И хотя личность и служение Иоанна были жизненно важными (Мф. 11:11), он был лишь предтечей, возвещающим приход Мессии. Через много лет после служения и смерти Иоанна многие люди так и не смогли понять подчиненную роль Иоанна по отношению к Иисусу (Деян. 19:1‑3).

1:9 Свет истинный... приходящего в мир Предпочтительный перевод дан в сноске на полях. Слова «приходящего в мир» было бы грамматически правильнее отнести к слову «Свет», а не «всякого человека» и, таким образом, перевести «истинный Свет, приходящий в мир, просвещает всякого человека». Это выдвигает на первый план воплощение Иисуса Христа (ст. 14; 3:16). просвещает всякого человека Каждому человеку суверенной Божьей властью дается достаточно света, чтобы быть в ответе. Через общее откровение в творении и совести Бог внедрил Свое знание в человека. Однако общее откровение не производит спасения, а либо приводит к совершенному свету Иисуса Христа, либо приносит осуждение тем, кто отвергает такой «свет» (см. пояснения к Рим. 1:19, 20; 2:12‑16). С приходом Иисуса Христа осуществился и воплотился свет, который Бог поместил внутри человеческого сердца. мир Основной смысл этого слова в греческом, означающего украшение, поясняется словом «внешний» (1Пет. 3:3). В то время как в Новом Завете это выражение применяется в общей сложности 185 раз, Иоанн проявил особую любовь к этому слову, используя его 78 раз в своем Евангелии, 24 раза в посланиях и 3 раза в Откровении. Иоанн дает несколько оттенков его значения: 1) созданная физическая вселенная (ст. 9; ср. ст. 3; 21:24, 25); 2) человечество вообще (3:16; 6:32, 51; 12:19) и 3) невидимый духовный мир зла, находящийся во власти сатаны, и все, что он предлагает, враждуя против Бога, Его Слова и Его народа (3:19; 4:42; 7:7; 14:17, 22, 27, 30; 15:18, 19; 16:8, 20, 33; 17:6, 9, 14; ср. 1Кор. 1:21; 2Кор. 4:4; 2Пет. 1:4; 1Ин. 5:19). Последнее понятие является существенно новым назначением, которое этот термин приобретает в Новом Завете и которое преобладает у Иоанна. Таким образом, в большинстве случаев Иоанн использует это слово с определенным отрицательным оттенком.

1:11 к Своим... Свои Первое выражение «к Своим», вероятнее всего, относится к человечеству в целом, а второе - к иудейскому народу. Как Создателю, мир принадлежит Слову в качестве собственности, но из‑за духовной слепоты мир даже не узнал Его (ср. также ст. 10). Иоанн употребил второе слово «Свои» в более узком значении, чтобы сказать о физическом происхождении Иисуса, об иудеях. Несмотря на то, что у них было Писание, свидетельствовавшее о Его Личности и приходе, они все же не приняли Его (Ис. 65:2, 3; Иер. 7:25). В Евангелии от Иоанна уделяется особое внимание теме отвержения иудеями обещанного им Мессии (12:37‑41).

1:12, 13 Эти стихи противопоставляются стихам 10, 11. Иоанн смягчает всеобщее отвержение Мессии, подчеркивая наличие верующего остатка. Здесь предварительно просматривается эта книга, так как в ней первые 12 глав ставят ударение на отвержении Христа, а гл. 13‑21 сосредоточены на верующем остатке, который принял Его.

1:12 которые приняли Его, верующим во имя Его Вторая фраза поясняет первую. Принять Его - Слово Божье - значит признать Его утверждения, поверить в Него и, таким образом, быть преданным Ему. дал Это слово подчеркивает, что к участию в даре спасения привлечена благодать Божья (ср. Еф. 2:8‑10). власть Принимающие Иисуса - Слово - получают полную власть претендовать на высокое звание «детей Божьих». имя Его Выражение означает природу Самой Личности. См. пояснения к 14:13, 14.

1:13 от Бога Божья сторона спасения: в конечном итоге спасение дается по Божьей воле, а не по воле человека (ср. 3:6‑8; Тит. 3:5; 1Ин. 2:29).

1:14 Слово стало плотию Так как Христос, будучи Богом, не был вечен и несотворен (см. пояснение к ст. 1), слово «стало» подчеркивает принятие Христом плоти человека (ср. Евр. 1:1‑3; 2:14‑18). Несомненно, из всех фактов этот - самый трудный для понимания, так как свидетельствует, что Бесконечность стала конечной, Вечность была подчинена времени; Невидимый стал Видимым; сверхъестественная Личность превратила Себя в естественную. Однако при воплощении Слово не перестало быть Богом, но стало Богом в человеческой плоти, т.е. прежним Богом, но в человеческом облике (1Тим. 3:16). обитало Фраза означает «ставить скинию» или «жить в шатре». Это выражение напоминает о ветхозаветной скинии, где Бог общался с Израилем до того, как был построен храм (Исх. 25:8). Она называлась «скинией собрания» (Исх. 33:7), или «скинией свидетельства» (в Септуагинте), где «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33:11). Во время Нового Завета Бог предпочел обитать среди Своего народа исключительно личным путем, став человеком. В Ветхом Завете мы читаем, что, когда скиния была завершена, облако Божьего присутствия (или шехина) наполнило все сооружение (Исх. 40:34; ср. 3Цар. 8:10). Когда Слово стало плотью, в Нем воплотилось славное присутствие Бога (ср. Кол. 2:9). мы видели славу Его Несмотря на то, что Его Божья сущность была сокрыта в человеческой плоти, в Евангелиях имеются свидетельства Его Божьего величия. Ученики видели сияние Его славы на горе Преображения (Мф. 17:1‑8). Однако упоминание о славе Христа было не только видимым, но также и духовным. Они видели в Нем проявления атрибутов или характерных признаков Бога (милосердие, великодушие, человеколюбие, мудрость, истина и т.д.; ср. Исх. 33:18‑23). славу, как... от Отца Иисус, будучи Богом, явил такую же совершенную славу, как Отец. Они - одно целое по своей природе (ср. 5:17‑30; 8:19; 10:30). единородного Выражение «единородный» неточно переводит слово греческого языка. Оно не тождественно термину, означающему «производить на свет», а, наоборот, имеет значение «единственный возлюбленный». Поэтому оно отражает идею чьей‑то исключительности, уникальности и свидетельствует о том, что кто‑то любим как никто другой. Этим словом Иоанн подчеркнул особый характер взаимоотношения между Отцом и Сыном в Боге (ср. 3:16, 18; 1Ин. 4:9). Оно имеет дополнительное значение скорее не происхождения, а уникального выдающегося положения; например, это слово было использовано относительно Исаака (Евр. 11:17), который был вторым сыном Авраама (первым был Измаил; ср. Быт. 16:15 с Быт. 21:2, 3). полное благодати и истины Вероятно, Иоанн имел в виду Исх. 33, 34. Там Моисей попросил Бога показать ему Свою славу. Господь ответил Моисею, что Он проведет перед ним всю Свою «славу», и потом, проходя, Бог провозгласил: «Господь... человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 33:18, 19; 34:5‑7). Эти атрибуты славы Божьей придают особое значение милости Божьего характера, особенно в отношении спасения. Иисус, будучи Богом Ветхого Завета (8:58; «Я ЕСМЬ»), проявил те же Божьи атрибуты, когда Он обитал среди людей в новозаветную эпоху (Кол. 2:9).

1:15 Свидетельство Иоанна Крестителя подтверждает утверждение апостола Иоанна о предвечности Воплощенного Слова (ср. ст. 14).

1:16 благодать на благодать В этой фразе ставится особое ударение на избытке благодати, проявленной Богом к человечеству, особенно к верующим (Еф. 1:5‑8; 2:7).

1:17, 18 Эти стихи, подтверждая истину в ст. 14, являются заключительными в контрасте прологу. Данный Моисею закон не являлся проявлением Божьей милости, а был Божьим требованием святости. Он выступил в качестве способа наглядной демонстрации греховности человека и указывал на необходимость в Спасителе, Иисусе Христе (Рим. 3:19, 20; Гал. 3:10‑14, 21‑26). Бог дал закон. Более того, закон открыл только часть истины и носил подготовительный характер. Подлинная сущность или полная истина, на которую указывал закон, пришла через Личность Иисуса Христа.

1:18 сущий в недре Отчем Выражение означает близость, любовь и понимание, имеющиеся в Триедином Боге (13:23; Лк. 16:22, 23). явил От этого слова богословы образовали термин «экзегеза», или «толкование». Иоанн подразумевал, что все, что есть в Иисусе, и все то, что Он делает, раскрывает и объясняет, Кто есть Бог и что Он совершает (14:8‑10).

1:19‑37 В этих стихах Иоанн, подкрепляя свою основную тему (20:30, 31), представил первого из многих свидетелей, чтобы доказать, что Иисус - Мессия и Сын Божий. Иоанн Креститель свидетельствовал три дня разным группам людей (ср. ст. 29, 35, 36). Каждый раз он говорил о Христе по‑разному и подчеркивал Его особые стороны. События, описанные в этих стихах, имели место в 26/27 г. по Р.Х., всего лишь через несколько месяцев после крещения Иоанном Иисуса (ср. Мф. 3:13‑17; Лк. 3:21, 22).

1:19 Иоанна Иоанн, рожденный в семье священников, принадлежал к колену Левия (Лк. 1:5). Когда ему было примерно 29 или 30 лет, он начал свое служение в Иорданской долине и смело провозглашал необходимость в духовном покаянии и подготовке к приходу Мессии. Он был двоюродным братом Иисуса Христа и выполнил назначение Его пророческого предтечи (Мф. 3:3; Лк. 1:5‑25, 36). Иудеи... из Иерусалима Здесь, возможно, речь идет о Синедрионе, главном руководящем органе иудейского народа. Синедрионом управляла семья первосвященника, поэтому посланники, естественно, будут священниками и левитами, у которых служение Иоанна, его проповедь и его крещение вызывают интерес.

1:20 я не Христос Некоторые думали, что Иоанн был Мессией (Лк. 3:15‑17). Христос Слово «Христос» - это греческий эквивалент для еврейского термина «Мессия».

1:21 ты Илия? Пророк Малахия в 4:5 (см. пояснение там же) обещает, что пророк Илия вернется перед тем, как Мессия установит Свое земное Царство. Они спросили, если Иоанн был предтечей Мессии, то был ли он Илией? Возвещая рождение Иоанна, ангел сказал, что Иоанн придет прежде Иисуса «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17), указывая, таким образом, что пророчество может осуществить не Илия буквально, а кто‑то другой. Бог послал Иоанна, который был подобен Илии, т.е. человека, у которого был такой же тип служения, такая же власть и сходные черты личности (4Цар. 1:8; ср. Мф. 3:4). И если Иисус пришел как Мессия, то Иоанн, вероятно, исполнил это пророчество (см. пояснения к Мф. 11:14; Мк. 9:13; Лк. 1:17; Отк. 11:5, 6). Пророк? Здесь идет ссылка на Втор. 18:15‑18, где предсказывалось, что Бог воздвигнет великого Пророка, подобного Моисею, Который будет действовать как Его голос. В то время, как некоторые люди во времена Иоанна толковали это пророчество как относящееся к другому предтече Мессии, Новый Завет (Деян. 3:22, 23; 7:37) относит это место к Иисусу.

1:23 Иоанн процитировал и отнес к себе Ис. 40:3 (ср. Мф. 3:3; Мк. 1:3; Лк. 3:4). В контексте оригинала Ис. 40:3 пророк услышал голос, призывающий сделать прямым путь через восточную пустыню с тем, чтобы Бог Израиля смог привести Свой народ из вавилонского плена домой. Этот призыв явился пророческим описанием, служившим предзнаменованием окончательного и величайшего возвращения Израиля к своему Богу из духовной тьмы и отчуждения через духовное освобождение, совершенное Мессией (ср. Рим. 11:25‑27). В смирении Иоанн сравнил себя с голосом, а не с человеком, сосредоточивая, таким образом, внимание исключительно на Христе (ср. Лк. 17:10).

1:25 крестишь Так как Иоанн назвал себя просто голосом (ст. 24), возник вопрос о его власти для совершения крещения. Ветхий Завет связывал приход Мессии с покаянием и духовным очищением (Иез. 36, 37; Зах. 13:1). Иоанн сосредоточил внимание на своем положении предтечи Мессии. Он использовал обычное крещение прозелитов для иудеев как знак необходимости признать, что и они находятся вне спасающего Божьего завета, как и язычники. Перед приходом Мессии они тоже нуждались в духовном очищении и в подготовке (покаянии - Мф. 3:11; Мк. 1:4; Лк. 3:7, 8). См. пояснения к Мф. 3:6, 11, 16, 17 для объяснения значения крещения Иоанном.

1:27 Здесь слова Иоанна Крестителя продолжают тему превосходства над ним Мессии, затронутую в прологе (ст. 6‑8, 15), и показывают его удивительное смирение. Каждый раз, когда в таких встречах у Иоанна была благоприятная возможность сосредоточить внимание на себе, вместо этого он все внимание переключал на Мессию. Иоанн смирился до того, чтобы утверждать, что он - в отличие от раба, от которого требовалось снимать обувь своего господина, - даже не был достоин совершить это действие в отношении Мессии.

1:28 Вифаваре Этим словом заменено стоящее в оригинале слово «Вифании», поскольку некоторые полагают, что Иоанн ошибочно назвал Вифанию местом этих событий. Объяснение заключается в том, что существовало две Вифании, т.е. одна возле Иерусалима, где жили Мария, Марфа и Лазарь (11:1), а другая «при Иордане» возле области Галилеи. Так как Иоанн прилагал большие усилия, чтобы назвать непосредственную близость к Иерусалиму другой Вифании, здесь он, вероятнее всего, ссылался на иной город с тем же названием.

1:29‑34 В этой части говорится о свидетельстве Иоанна об Иисусе другой группе иудеев на следующий день (см. ст. 19‑28 для информации о первой группе и дне). Этот раздел образует что‑то вроде моста. Здесь продолжается тема свидетельства Иоанна Крестителя, но также представлен обширный перечень относящихся к Иисусу имен: Агнец Божий (ст. 29, 36), Равви/Учитель (ст. 38, 49) Мессия/ Христос (ст. 41), Сын Божий (ст. 34, 49), Царь Израилев (ст. 49), Сын Человеческий (ст. 51) и «Тот, о Котором писал Моисей в законе и пророки» (ст. 45).

1:29 На другой день Вероятно, эта фраза относится ко дню после того, как Иоанн ответил делегации из Иерусалима. Также с него начинается последовательность дней (ст. 43; 2:1), завершившихся чудом в Кане (2:1‑11). Агнец Божий Иудеям было исключительно понятно употребление агнца для жертвоприношения. Агнца приносили в жертву во время Пасхи (Исх. 12:1‑36); в пророчествах Исаии агнец был веден на заклание (Ис. 53:7); Израиль приносил агнца в ежедневных жертвах (Лев. 14:12‑21; ср. Евр. 10:5‑7). Иоанн Креститель использовал это выражение как ссылку на последнюю жертву Иисуса на кресте, чтобы искупить грехи всего мира. Это тема, которую апостол Иоанн проводит во всех своих трудах (19:36; ср. Отк. 5:1‑6; 7:17; 17:14) и которая находится в других книгах Нового Завета (например, 1Пет. 1:19). грех мира См. пояснение к ст. 9; ср. 3:16; 6:33, 51. В этом контексте «мир» подразумевает человечество вообще, а не конкретно каждого человека. Употребление единственного числа слова «грех» в сочетании со словом «мир» указывает на то, что жертва Иисуса за грех потенциально распространяется на всех людей без исключения (ср. 1Ин. 2:2). Однако Иоанн дает понять, что она имеет действенный эффект только для тех, кто принял Христа (ст. 11, 12). Для обсуждения описания смерти Христа ради этого мира см. пояснение к 2Кор. 5:19.

1:31 я не знал Его Хотя Иоанн был родственником Иисуса, он не знал Иисуса как «Грядущего» или «Мессию» (ст. 30).

1:32 Духа, сходящего До этого Бог сообщил Иоанну, что этот знак должен будет указать на обещанного Мессию (ст. 33). Поэтому, когда Иоанн свидетельствовал о происходящем, он смог опознать Иисуса в качестве Мессии (ср. Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22).

1:34 Сын Божий Несмотря на то, что в узком смысле верующие могут быть названы «сынами Божьими» (например, ст. 12; Мф. 5:9; Рим. 8:14), Иоанн применяет это выражение с полной силой звания, которое указывает на уникальное единство и близость, которые Иисус поддерживает с Отцом как «Сын». Термин передает мысль о Божьей сущности Иисуса как Мессии (ст. 49; 5:16‑30; ср. 2Цар. 7:14; Пс. 2:7; см. пояснения к Евр. 1:1‑9).

1:35‑51 В этом разделе рассматривается свидетельство Иоанна об Иисусе третьей группе, т.е. некоторым ученикам Иоанна на третий день (см. ст. 19‑28; 29‑34, где говорится о первой и второй группах). Сообразно своей скромности (ст. 27), Иоанн сосредоточивает внимание своих собственных учеников на Иисусе (ст. 37).

1:37 пошли за Иисусом Хотя в стиле языка апостола глагол «идти» обычно означает «следовать как ученик» (ст. 43; 8:12; 12:26; 21:19, 20, 22), он также может иметь неопределенное значение (11:31). Здесь «следование» не обязательно означает, что в это время они стали постоянными учениками. Может быть, они пошли за Иисусом, чтобы поближе с Ним познакомиться вследствие свидетельства Иоанна. Здесь ученики Иоанна Крестителя впервые подверглись влиянию Иисуса (например, Андрей; 1:40). В конечном итоге, когда после этих событий Иисус призвал их на постоянное служение, они посвятили Ему свою жизнь как истинные ученики (Мф. 4:18‑22; 9:9; Мк. 1:16‑20). С этого места повествования Иоанн Креститель постепенно исчезает со сцены, и все внимание сосредоточивается на служении Христа.

1:39 десятого часа Иудеи делили на 12 часов светлое время дня (начиная с рассвета, примерно с 6 часов). Значит, возможно, было около 16 часов. Вероятнее всего, Иоанн упоминает точное время, чтобы подчеркнуть, что он был тем другим учеником Иоанна Крестителя, пришедшим ко Христу вместе с Андреем (ст. 40). Он был очевидцем событий, происходящих в течение следующих один за другим трех дней, и первая встреча с Иисусом была настолько знаменательной в его жизни, что Иоанн запомнил даже точное время этой встречи с Господом.

1:41 Мессию Слово «Мессия» является транслитерацией еврейского или арамейского отглагольного прилагательного «Помазанный». Оно происходит от глагола, означающего «помазывать» кого‑либо, и называет действие, влекущее за собой посвящение того человека на особую роль или деятельность. Выражение сначала относилось к царю Израиля («помазанник Господа» - 1Цар. 16:6), первосвященнику («священник помазанный» - Лев. 4:3) и, в одном месте, к патриархам («помазанным Моим» - Пс. 104:15). В конечном счете оно достигло своего высшего значения в предсказании «Грядущего» или «Мессии» в роли пророка, священника и царя. Термин «Христос» - греческое слово (глагольное прилагательное), которое происходит от глагола, означающего «помазывать», - употребляется как перевод еврейского термина. Слова «Мессия», или «Христос», являются не личными именами Иисуса, а Его титулами.

1:42 Иисус же, взглянув на него Иисус в совершенстве знает сердца (ст. 43‑51) и не только смотрит в них (ст. 47, 48), но также преобразует человека в такого, каким Он желает его видеть. ты наречешься Кифа До этого времени Петр был известен под именем «Симон, сын Ионин» (имя «Иона» на арамейском означает «Иоанн»; ср. 21:15‑17; Мф. 16:17). На арамейском слово «Кифа» значит «камень», оно переводится на греческий «Петр». Иисус дал Симону имя «Кифа», или «Петр», в начале Своего служения (ср. Мф. 16:18; Мк. 3:16). Это утверждение не только предсказывает, кем Петр будет называться, но также говорит о том, как Иисус изменит его характер и использует Петра при основании церкви (ср. 21:18, 19; Мф. 16:16‑18; Деян. 2:14–4:32).

1:43‑51 Этот раздел отражает четвертый день с начала свидетельства Иоанна Крестителя (ср. ст. 19, 29, 35).

1:44 из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром Хотя Марк в 1:21, 29 родным городом Петра называет Капернаум, Иоанн рассказывает, что он был из Вифсаиды. Разрешение проблемы лежит в том, что Петр и Андрей, вероятнее всего, выросли в Вифсаиде, а позже переселились в Капернаум, точно так же, как Иисус постоянно отождествлялся со Своим родным городом Назаретом, хотя позже Он жил в другом месте (Мф. 2:23; 4:13; Мк. 1:9; Лк. 1:26).

1:45 Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки Эта фраза кратко излагает позицию всего Евангелия Иоанна: Иисус является исполнением ветхозаветного Писания (ср. ст. 21; 5:39; Втор. 18:15‑19; Лк. 24:44, 47; Деян. 10:43; 18:28; 26:22, 23; Рим. 1:2; 1Кор. 15:3; 1Пет. 1:10, 11; Отк. 19:10). из Назарета может ли быть что доброе? Нафанаил был из Каны (21:2), другого галилейского города. Тогда как иудеи презирали галилеян, сами галилеяне ни во что не ставили жителей Назарета. В свете сказанного в 7:52, пренебрежение Нафанаила, вероятно, основывалось на том факте, что Назарет не был важным селением и не имел значения с точки зрения пророчеств (ср., однако, Мф. 2:23). Позже некоторые будут с презрением называть веру христиан «назорейской ересью» (Деян. 24:5).

1:47 нет лукавства Иисус имел в виду, что прямота Нафанаила показала, что он был израильтянином без двуличных побуждений, склонным лично проверить сделанные об Иисусе утверждения. Выражение обнаруживает честное ищущее сердце. Ссылка здесь относится к Быт. 27:35, где Иаков, в отличие от искреннего Нафанаила, был известен своей хитростью. Может, здесь смысл в том, что применение обмана отличало не только Иакова, но и его потомков. По мнению Иисуса, честный и искренний израильтянин был скорее исключением, а не правилом (ср. 2:23‑25).

1:48 Я видел тебя Лаконичный намек на сверхъестественное ведение Иисуса. Не только краткие выводы Иисуса о Нафанаиле были правильными (ст. 47), но Он также открыл сведения, которые мог знать только сам Нафанаил. Возможно, на том месте Нафанаил пережил важное или исключительное общение с Богом, и намек Иисуса на это был явно узнаваем. Во всяком случае, Иисус имел недоступное человеку знание об этом событии.

1:49 Сын Божий... Царь Израилев Проявление Иисусом сверхъестественного ведения и свидетельство Филиппа рассеяли все сомнения Нафанаила, поэтому к этой части Иоанн добавил и свидетельство Нафанаила. Употребление в оригинале определенного артикля в выражении «Сын Божий» указывает, вероятнее всего, на то, что фразу надо понимать в ее полном смысле (ср. ст. 34; 11:27). Для Нафанаила здесь был Тот, о Котором нельзя было говорить простыми, свойственными человеку словами.

1:51 истинно, истинно Ср. 5:19, 24, 25. Очень часто эта фраза использовалась для того, чтобы подчеркнуть важность и истинность последующего утверждения. небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих В свете контекста ст. 47, этот стих, вероятно, ссылается на Быт. 28:12, где Иаков видел во сне спускавшуюся с небес лестницу. Иисус указал Нафанаилу, что, подобно тому, как Иаков пережил сверхъестественное или посланное с небес откровение, точно так же Нафанаил и другие ученики переживут общение, подтверждающее, Кто есть Иисус. Более того, выражение «Сын Человеческий» заменило лестницу из сна Иакова, показывая, что Иисус является средством доступа человека к Богу. Сыну Человеческому См. пояснение к Мф. 8:20. Это имя Иисус более всего любил, так как в основном Он произносил его Сам (более 80 раз). В Новом Завете эта фраза относится только к Иисусу и находится главным образом в Евангелиях (ср. Деян. 7:56). В четвертом Евангелии это выражение появляется 13 раз и чаще всего связано с темой распятия и страданий (3:14; 8:28), откровения (6:27, 53), а также с темой эсхатологической власти (5:27; 9:39). Тогда как этот термин иногда может говорить просто о человеке или заменять «Я» (6:27; ср. 6:20), он приобретает особое эсхатологическое значение при ссылке на Дан. 7:13, 14, где «Сын Человеческий», или Мессия, приходит во славе, чтобы получить царство от «Ветхого днями» (т.е. от Отца).

Не побоюсь утвердительно заявить, что на протяжении 9 лет Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура завоевала значительную популярность и практически общее признание в массах славянского общества (и не только). Не смотря на то, что русскоговорящий народ уже был знаком с различными учебными Библиями, такими как: Женевская Библия, Библия Скоуфилда, Библия Томпсона и другие, Библия с комментариями Мак- Артура заняла главенствующее положение между ними. Это и не удивительно, так как сам труд является уникальным по причине оригинального обозрения каждой книги Библии (об этом ниже), содержит в себе более 25 000 различных заметок и объяснений к тексту, наполнена множеством карт, схем и таблиц. Библия переводится на многие языки мира, и недавно она была переведена на арабский язык, что является огромным благословением для многих христиан мусульманских стран.

Немного об авторе. Джон Мак-Артур является пресвитером церкви «Благодать» в Лос Анджелес, Калифорния вот уже на протяжении 45 лет. Относится к крылу консервативных христиан. Те, кто знаком с ним лично, могут засвидетельствовать о его любви к Богу, преданности Священному Писанию и разъяснительной проповеди. Автор владеет оригинальными языками Библии и слово за словом и стих за стихом исследовал Священное Писание. При этом он каждый раз обращался к 25-30 комментариям, чтобы сверять изъясненный текст. Джон Мак-Артур является автором более 100 книг, среди которых подробный комментарий на каждую книгу Нового Завета. Можно много говорить об этом муже Божьем, но каждый из нас понимает, что труды, которые он написал никогда бы не появились без Божьего благословения (благоволения) и верности автора Богу. Слава Богу за то,что Он использует самых простых людей для достижения Своей цели.
Открывая учебную Библию, автор делает краткий анализ и историю того, как появилась Библия. Утвердительно и авторитетно провозглашается истина относительно богодухновенности и непогрешимости природы Слова Божьего. Джон Мак-Артур дает советы относительно правильного изучения Писания и делает пошаговый процесс изучения.

Структура учебной Библии
1.Текст Библии разделен на абзацы и стихи, что позволяет читателю быстро группировать текст по содержанию.
2. Также есть колонки перекрестных ссылок, выделяющие определенные слова и фразы для их лучшего понимания
3. Если слово в Библии непонятно, то существует альтернативный, буквальный,поясняющий, эквивалентный перевод слова.
4. Если слово является старословянским (например: дщерь), то оно переводится на понятный язык (дщерь=дочь)
5. К каждому стиху Библии дается подробное объяснение.
6. Подробное аргументированное и авторитетное обозрение книг Ветхого и Нового Завета:
На мой взгляд, обзор к книгам Священного Писания, который сделал Джон Мак-Артур (и его команда) является систематичным, написанный доступным языком и является объективным и авторитетным трудом как в области богословия, так и популяризированном чтении для членов церкви.

Обозрение каждой книги начинается с рассмотрения названия книги Библии.
Мак-Артур дает обозрение имени автора книги (например, что означает имя «Матвей»); если название послания относится к городу (например, послание к Римлянам), то дается краткая информация о городе, к церкви которого, написано послание; если послание написано человеку (например, Тимофею, Титу), то дается информация об этом человеке, где он жил, как обратился к Богу, каким было его служение, какая связь была между автором послания и получателем.

Следующим пунктом обзора является информация о авторе и времени написания книги.
На протяжении всего обзора автор провозглашает консервативную (верную) точку зрения относительно авторства книги. Если автор послания не указан, то даются имена предполагаемых авторов. Естественно, послания и книги сложно датировать, и приводится приблизительная датировка на основании библейских источников, исторических и археологических сведениях, а также и трудов раннехристианских авторов церкви, таких как Ориген, Евсевий Кессарийский и другие.

Далее мы можем увидеть исторический фон и предпосылки написания книги.
Этот раздел уникален тем, что дает характеристику обществу, на время которого пришлось написание книг Библии; какую цель преследовал автор, когда писал книгу; на каком языке книга или послание; указывается причина написания книги. Мы можем прочитать о религиозной обстановке того времени, в частности, о ереси, в осуждение и предостережение от которой и было написано послание или книга Библии.

Также автор рассматривает исторические и богословские темы .
Рассматриваются основные темы, о которых идет речь в книге; рассматривается характер послания: полемический или пастырский; генеалогия книги (на примере книги Руфь). Также на примере обзора четырех Евангелий мы можем увидеть, что Матфей представляет Иисуса как Царя иудеев, интерес к ветхозаветным обещаниям Царства проходит через все его Евангелие (стр. 1373); Марк представляет Иисуса как страдающего слугу Господнего (стр. 1438); Иисус Христос как великий Врач и служитель людям (стр.1491); Иоанн представляет Иисуса как Христа и Спасителя всего человечества.

Последним пунктом в обзоре — проблемы толкования
Этот пункт является особенно уникальным, так как зачастую в различных обзорах к книгам Библии мы можем увидеть уже утвержденную точку автора, который пишет введение. В данном случае, Мак-Артур предлагает нам рассмотреть различные точки зрения, и только потом уже в комментариях он дает свою позицию, относительно своего утвержденного мнения. Автор указывает на те места Священного Писания, толкование которых вызывает различные мнения. Например, что такое грех к смерти? (стр. 1714); кто такие крестящиеся для мертвых и позволительна ли такая практика в наше время (стр.1780); могут ли женщины занимать руководящие посты в церкви? (стр. 1910). Все сложные вопросы потом рассматриваются в нижеприведенных комментариях.

7. Существует подробный план к каждой книге Библии
8. На протяжении всей Библии приводятся черно-белые карты, схемы, таблицы, планы книг, которые помогают лучше понять и усвоить материал и оживить в своей памяти события, происходившие во времена Ветхого и Нового Завета.

Уверен, что те, кто хотят более лучше понять каждую книгу Библии, лучшего источника (касается учебных Библий) на русском языке нет.
Советую каждому приобрести Библию с комментариями Джона Мак-Артура

Народ Божий обязан понимать Бога, для чего должен знать «слово истины» (2 Тим. 2:15), чтобы оно вселялось в них обильно (Кол. 3:16). Посему во главу угла своего служения я ставлю помощь народу Божьему в познании Его Слова - занятие весьма полезное для духовного роста.

Джон Мак-Артур - Новый Завет - Толкования - модуль Цитата из Библии - BibleQuote

Модуль составлен по текстам серии книг Джона Мак-Артура "Толкование книг Нового Завета", издания СЕО, "Библия для всех" и др.

Джон Мак-Артур - Новый Завет - Толкования - модуль Цитата из Библии - BibleQuote - Содержание модуля

  • 1. Евангелие от Матфея - добавлено 29.01.13
  • 2. Иакова - добавлена 22.03.14
  • 3. 1 Послание ап. Петра - добавлена 17.05.16
  • 4. Римлянам
  • 5. 1-е Коринфянам
  • 6. Галатам - добавлена 09.07.17
  • 6. Ефесянам
  • 7. Колоссянам
  • 8. 1-е Тимофею
  • 9. 2-е Тимофею
  • 10. Титу
  • 11. Филимону

Джон Мак-Артур - Новый Завет - Толкования - модуль Цитата из Библии - BibleQuote - 1-е Коринфянам 12 - Происхождение и выявление поддельных духовных даров

"Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что, когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам - так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (12:1-3).

Этим отрывком начинается раздел, разбирающий вопросы, связанные с духовными дарами (главы 12-14). В наши дни эти вопросы вызывают споры среди многих слоев людей, исповедующих христианство. Возможно, ни в одной другой сфере библейского учения не было столько недоразумений и злоупотреблений, и даже внутри евангельских церквей, как в сфере духовных даров. И все же нет ни одного аспекта учения, который был бы более важен для духовного здоровья и действенности церкви, чем этот. Не говоря уже о том, что таким образом прямо проявляется сила Святого Духа, для самих верующих нет ничего более животворящего, чем действие подаренных им духовных даров. Ведь это - их удел в Боге, те способности, которые даны им для христианского служения.

Вопреки представлению многих людей, истинная церковь Иисуса Христа - это не та человеческая организация, которую все. мы можем видеть и которая управляется иерархией должностных лиц. Церковь - это не социальное агентство для удовлетворения нужд и потребностей общины, и не просто место, где удобно совершать похороны или крестины и заключать браки. И уж, конечно, церковь - это не социальный религиозный клуб, куда собираются люди, придерживающиеся сходных религиозных верований и норм поведения, для того, чтобы пообщаться и, при случае, для возможных мероприятий.

Церковь, как она была учреждена Иисусом Христом, описана и определена в Новом Завете, это живой организм. Это - духовное тело Христа, Который является ее Главой, ее Господом. Членами этого тела есть всецело и исключительно те, кто через веру в Него как их Спасителя и Господа стали новым творением. Хотя церковными членами являются люди, это - не человеческая организация. Это - сверхъестественный организм, созданный, установленный, уполномоченный и руководимый Самим Господом. Поскольку глава церкви вечен и нерушим, и церковь вечна и нерушима. Иисус заверяет нас, что даже "врата ада не одолеют ее" (Матф. 16:18).

Каждому члену Христовой церкви подарены сверхъестественные способности, дары Божьего Святого Духа. Это - те средства, при помощи которых Бог осуществляет служение Святого Слова и силы среди Своего народа, а также и служение миру. Этими дарами Бог сверхъестественно обеспечивает верующих церкви и евангелизации мира. Эти дары предназначены для того, чтобы верующие духовно росли, учились все больше почитать Бога, свидетельствовать о Нем и исполнять христианское служение.

Истинные духовные дары даны Богом для того, чтобы укреплять верующих, проявлять их единство, гармонию и силу. Сатанинские поддельные дары предназначены для того, чтобы разделять, подрывать и ослаблять. Божьи дары наставляют, помогают расти; сатанинские подделки тянут вниз.

Коринфская церковь, как и многие церкви в наши дни, была серьезно затронута и подделкой духовных даров, и их неправильным пониманием и использованием. Некоторые из коринфских верующих распознали эту беду, и 12-14 главы послания продолжают отвечать на те вопросы, о которых они писали Павлу (7:1): Кроме вопросов, поднятых и отраженных в письме к Павлу, он узнал и о других трудностях "от домашних Хлоиных" (1:11) и от "Стефания, Фортуната и Ахаика" (16:17). Если судить по тому учению о духовных дарах, которое излагает здесь Павел, среди вопросов были такие, как: Что такое духовные дары? Сколько иx существует? Каждый ли из верующих обладает ими? Насколько они важны для жизни отдельного христианина и для жизни церкви? Что такое крещение Святым Духом и как оно соотносится с духовными дарами? Все ли дары даются в каждую из эпох жизни церкви, или некоторые дары были даны только с определенной целью и на ограниченное время? Могут ли дары быть поддельными? Если да, то как верующим отличать истинные дары от ложных? На эти и многие другие вопросы Павел подробно отвечает.

В точности так же, как они извратили почти все остальное, коринфяне извратили и природу, цель и использование духовных даров. Эти искажения, как и другие, во многом были обязаны своим происхождением тем представлениям и обычаям, которые коринфяне перетащили в церковь из своего языческого прошлого. Старая жизнь постоянно пачкала новую. Они не отделились от путей своей прежней жизни и, по сути, все еще крепко цеплялись за то, что было "нечистым" (2 Кор. 6:14-17). Хотя они были богаты и совершенным образом одарены дарами (1 Кор. 1:7), в том, что касалось понимания этих даров, они были бедны, и в том, что касалось их применения - безответственны.