"Воля к власти" как проявление "воли к воле" (идеи Ф. Ницше и М. Хайдеггера в наши дни). Философия воли Ницше (воля к власти) Что такое власть согласно ницше

11. Фридрих Ницше: воля к власти

Вы когда-нибудь задумывались о том, что следует восхвалять встречающиеся на вашем жизненном пути трудности и время от времени случающийся духовный упадок как наивысшие жизненные ценности? Вы предпочитаете думать, что цель вашей жизни состоит в рациональном мышлении, спокойствии, независимости, возможности размышлять о своих проблемах и приходить к разумным решениям? Вы полагаете, что философские книги должны лишь описывать развивающуюся мысль? Подумайте еще. Труды Ницше могут показаться вам резкими и весьма жесткими. Для него ничего не стоило назвать несогласных с ним «болванами». Ницше способен перевернуть все ваше мировоззрение, но не позволяйте ему завладеть вашим разумом! Рассматривайте его философию беспристрастно, старайтесь оценивать ее с критических позиций.

Фридрих Ницше

Жизнь

Фридрих Вильгельм Ницше родился в Саксонии (Восточная Германия) в 1844 г. Его отец был лютеранским пастором. Он умер, когда маленькому Фридриху исполнилось 5 лет. Воспитанием будущего философа занимались мать, бабушка и тетки. В доме всегда царила религиозная атмосфера.

Юный Ницше посещал местную гимназию, или среднюю школу, с 1854 по 1858 г. Позднее он учился в школе-интернате. Еще в юности он начал восторгаться духом греческой культуры; он также интересовался музыкой и поэзией.

В 1864 г. Ницше поступил в Боннский университет, где изучал филологию. Позднее он перешел в Лейпцигский университет. В это самое время, будучи под впечатлением от Шопенгауэра и его атеизма, Ницше перестает считать себя христианином. Вскоре он, несмотря на отсутствие докторской научной степени, был принят на должность профессора философии в Базельском университете. Свою первую лекцию он прочитал в 1869 г. Следующий год был ознаменован началом Франко-прусской войны, во время которой Ницше служил санитаром в полевом госпитале. Некоторое время он был серьезно болен, но потом снова вернулся к своей работе в Базеле. В течение этого периода времени Ницше сблизился с композитором Рихардом Вагнером и стал частым гостем в его доме, находящимся в районе Фирвальдштетского озера.

Ранние произведения Ницше – такие, как, например, «Несвоевременные размышления», – были дискуссионными и не признавались научными кругами. Дружеские отношения между Ницше и Вагнером постепенно стали более прохладными, так как Ницше понял, что произведения последнего были «слишком христианскими». Философские мысли Ницше никогда не были связаны между собой прочной логической связью: более ранние труды критиковали рациональный образ мышления Сократа, тогда как более поздние фактически восхваляли его рационалистическое мировоззрение и идеи, привнесенные в общественную жизнь французским Просвещением. Однако нельзя не отметить, что мыслям большинства философов свойственно развитие. Ницше начал свою философию с критики метафизики и утверждения о том, что мораль имеет материалистическую основу. Добро и зло, по Ницше, изначально являлись лишь способами указания на общественную полезность или вредность определенных человеческих поступков. Случилось так, что люди утратили свои представления об этой основе, необходимой для этических суждений. С того самого момента они начали думать о добре и зле как об абсолютных понятиях.

Ухудшающееся здоровье и отвращение к принятым порядкам в 1879 г. вынудили Ницше покинуть университетскую кафедру. С этого самого момента его жизнь стала постоянным поиском места проживания, наиболее приемлемого для слабого здоровья. В особенности Ницше нравились горы. Его работа «Веселая наука», вышедшая в свет в 1882 г., говорила о христианстве как о «враге жизни». Позднее Ницше развил идею о том, что все время состоит из циклов, которые снова и снова повторяются. Он полагал, что все уже случившееся неизбежно повторится вновь. Эта идея пришла к нему подобно откровению, ставшему его посланием всему миру, и была записана в форме высказывания персидского мудреца Заратустры в произведении «Так говорил Заратустра» («Also sprach, Zarathustra»). По всей видимости, это и есть самая известная книга Ницше, в которой заключены его идеи относительно вечного повторения циклов, Сверхчеловека и переоценки ценностей. Все же данный труд представляется только одним из этапов развития ницшеанской философии. Эта книга написана в декламационной и пророческой манере. Работа «По ту сторону добра и зла», опубликованная в 1886 г., более наглядно обрисовывает нам сам контур философских мыслей Ницше. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Шопенгауэр автора Гулыга Арсений Владимирович

Фридрих Ницше и другие В конце 60-х - 70-е годы XIX века учение Шопенгауэра придало мощный импульс переменам в интеллектуальной жизни Германии. Многие писатели нового поколения (Т. Фонтане, В. Раабе и др.) находились под его влиянием. В середине 60-х годов приступили к освоению

Из книги Страсти по Максиму (Документальный роман о Горьком) автора Басинский Павел Валерьевич

Ницше и Горький Вопрос о «ницшеанстве» раннего (и не только раннего) Горького весьма сложен. Легко заметить, что и в более поздних произведениях он не забывал о Ницше. Например, название самого известного цикла горьковской публицистики «Несвоевременные мысли» заставляет

Из книги Лу Саломе автора Гармаш Лариса

Лу Саломе. ФРИДРИХ НИЦШЕ В ЗЕРКАЛЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА "Mihi ipsi scripsi!" ("Обращаю к самому себе") - не раз восклицал Ницше в своих письмах, говоря о каком-либо законченном им произведении. И это немало значит в устах первого стилиста нашего времени, человека, которому удавалось

Из книги Сталин: биография вождя автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 117. Сталину была присуща страсть к власти, он узурпировал власть в партии и государстве и установил в Советском Союзе режим личной власти. Эти мифы бродят с того самого дня, когда по предложению Ленина 3 апреля 1922 года Сталин был избран генеральным секретарем партии.

Из книги Восхождение. Современники о великом русском писателе Владимире Алексеевиче Солоухине автора Афанасьев Владимир Николаевич

Петр Паламарчук Добрая воля и воля Божия Странным образом почти что все прощальные поминания знаменитого писателя ограничивались его произведениями молодых лет, в лучшем случае дополненными «Черными досками» – что сам он незадолго до кончины определил «ласковым

Из книги Герцен автора Желвакова Ирена Александровна

Глава 26 «ВОЛЯ! ВОЛЯ!» ГОД 1861-Й Слово свобода - вылетело из клетки, и его сызнова в клетку не упрячешь. Н. П. Огарев. На новый год «Влияние наше в России растет и растет. Там явно готовятся бури», - писал Герцен сыну Александру, понимая и принимая успех своей пропаганды. Из

Из книги Великая Российская трагедия. В 2-х т. автора Хасбулатов Руслан Имранович

Деление власти по вертикали и региональная горизонталь власти Деление власти по вертикали, иными словами, - между Федерацией и субъектами Федерации стало реальным достижением российской демократии, нашим наибольшим демократическим прорывом. В соответствии с

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

НИЦШЕ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ (род. в 1844 г. - ум. в 1900 г.) Человек, оказавшись перед лицом смерти, переоценивает свои жизненные ценности, приобретает новый взгляд на мир и свое место в этом мире. Пережив смертельную опасность, человек уже не остается прежним, несмотря на то, что

Из книги М. А. Фонвизин автора Замалеев Александр Фазлаевич

Отрывки из статьи М. А. Фонвизина «О повиновении вышней власти, и какой власти должно повиноваться» (1823) ВОЦАРЕНИЕ НАПОЛЕОНАСчастливый наследник Французской революции, Наполеон, достигая постепенно вышней власти, переменил скромное звание консула в пышный титул

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Фридрих Ницше Ни одна не заметила его Ты говоришь, что свободен? Я хочу, чтобы ты рассказал мне о том, что для тебя наиболее важно, а не о том, что ты сумел избежать оков. Фридрих Ницше Фри?дрих Ви?льгельм Ни?цше (1844–1900) – немецкий мыслитель, классический филолог, создатель

Из книги От Диогена до Джобса, Гейтса и Цукерберга [«Ботаники», изменившие мир] автора Циттлау Йорг

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Лу Саломе и Фридрих Ницше Он хотел стать музыкантом, писателем, философом, она – поэтессой, террористкой и также философом… Они не могли не встретиться, потому что жили в одно время, думали об одном и том же и дороги их жизней неумолимо стремились к точке пересечения друг

Из книги Ницше. Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты автора Сирота Э. Л.

Вы что-то слышали о Ницше? Есть имена, периодически упоминаемые в том или ином «интеллектуальном разговоре». На них ссылаются, их цитируют (причем не всегда точно), их авторитетом подкрепляют собственные суждения. Попробуйте возразить собеседнику, когда за него –

Из книги автора

Другой Ницше Обрабатывая и исправляя труды брата, Элизабет зачастую вкладывала в его еще живые уста мысли свои и своего покойного мужа: о величии всего немецкого, о немцах как расе господ, о засилье евреев в немецком обществе и необходимости его от них очистить – то, что

Из книги автора

Гуманизм Ницше Мы еще вернемся к вопросу об ответственности философа за свою философию и за ее понимание другими. Сейчас же стоит постараться увидеть то, что скрыто и неочевидно, может быть, за броскими фразами и образами, – вольный или невольный гуманизм Ницше. Его

А то, что высшее достижение власти - это навязать другим свой образ жизни, свой образ мысли.

Когда была Армия, там на уровне государственной религии были Правила Приличия. Это был их образ жизни, им так было привычнее.

Хотя это было очень мудро. Общество, в котором все живут по Правилам Приличия, это очень сильное и благополучное Общество. Такое Общество может существовать вечно. И люди в нем будут счастливы.

Когда интеллигенция устроила Армии свои революции, интеллигенция стала навязывать Обществу свой образ жизни.

Обратите внимание на то, что в литературе, создаваемой интеллигенцией, нет положительных героев. Там все главные герои - это персонажи отрицательные.

Потому что интеллигенция - это организованная преступность, порождение вора и проститутки. И выжить в нормальном Обществе со своими бандитскими замашками интеллигенция просто не сможет. И чтобы подмять Общество под себя, интеллигенция стала создавать свою реальность, навязывая Обществу идеологию людей со сломанной психикой, откровенную шизофрению и образ жизни уголовно наказуемый.

С победой интеллигенции над Государством, в жизнь Общества ворвались Преступник и Воинствующая Проститутка.

Если запретить интеллигенции пропаганду насилия, алкоголизма, наркомании, проституции, интеллигенция тут же потеряет весь свой шоу-бизнес и не напишет ни одной книги.

Интеллигенция - это криминал, это - нравственная грязь, которая запачкает всех одним фактом своего существования. Бороться с интеллигенцией силой - невозможно: полиции не хватит.

Но можно сделать и по-другому, используя знания по Обществоведению и труды тех писателей, которые ненавидели интеллигенцию. Того же самого Ницше.

Интеллигенция не сможет выжить там, где ведут себя прилично. Поэтому надо снова возвращаться к Правилам Приличия.

В двух словах: никогда не делай того, о чем нельзя будет рассказать за обедом.

Если мы будем говорить на языке современных нам гопников, то мы и жить будем, как гопники. Мы сами себя столкнём на их уровень жизни.

От того, что и как мы говорим, зависит очень многое, если не всё.

Повторяя слова из лексикона уголовников, мы даем право на существование уголовников в нашей жизни, мы поощряем их. И тогда с уголовниками не справится ни одна полиция, потому что "добро" на существование уголовников в Обществе мы дали сами, разговаривая на языке уголовников.

И уголовники тоже это поймут очень быстро и обнаглеют до предела.

А если мы постараемся следить за тем, что мы говорим и какими словами, то изменится и наша жизнь и наше окружение.

От нас начнут уходить те, кто нам приносит несчастья. Да потому что несчастья нам приносят как раз те, кто из уголовного мира, с бандитскими замашками. Мы этого не замечали, потому что говорили на их языке и допускали элементы поведения, как у уголовников. Мы сами создали для них среду комфортного обитания.

Отстаивать надо свой образ жизни, не допуская ничьей власти над собой. Не допуская, чтобы нам навязали образ жизни уголовного мира, социального (уголовно-криминального) дна, упорных нищих.

Воля к жизни есть воля к власти. А воля к власти - это навязать другому свой образ мысли, свой образ жизни, свой язык. Не зря же говорили про сословия. Со- слов. Кто как говорит, тот так и живет. Человек употребляет те слова, которые говорят в его окружении, в его семье, те, с кем он дружит и делает свой бизнес.

И если в речи человека мелькают выражения, присущие уголовному миру, будьте уверены, что против вас этот человек совершит преступление. Неважно какое, но - совершит.

Почему нельзя обманывать, нельзя врать, нельзя делать неправильно?

Да потому что так устроен человеческий мозг. Мы действуем на автомате, не успевая даже подумать о том, что мы делаем. Решения принимает мозг и очень быстро. Это происходит на уровне нейронных связей головного мозга. Есть такие "паттерны" - логические схемы поведения. Мозг запоминает, что мы делали в первый раз и попав в аналогичную ситуацию мозг отдаст приказ поступить так, как мы уже поступали. Это называется: положительный опыт решения проблем.

Один раз сделал то, что не надо было бы делать, второй раз, а на шестой раз - это уже будет автоматически и не подумав: сформировались паттерны, логические схемы поведения.

Несколько раз "пронесет", а потом - попадёшься. Например, несколько раз нарушил правила дорожного движения и пронесло, а потом в критической ситуации, когда думать будет некогда, мозг на автоматическом уровне примет неправильное решение. В результате - авария, которой могло не быть, если бы вы раньше не нарушали правила дорожного движения. Несколько раз сыграл шутки со своей безопасностью на дороге, и - запустил новый паттерн: логическую схему поведения, которая тебя в результате и привела к аварии.

Второй, неприятный момент с привычкой типа пошутил-обманул, это то, что вы будете терять друзей. Люди не любят, когда их обманывают. Даже если они не станут поднимать скандал, они всё равно от вас отделаются. А все связи у нас на бизнесе и деньгах. То, что вы сочли невинной шуткой или для вас казалось мелочью, для кого-то окажется недопустимым и вас выкинут из бизнеса или оставят без денег и связей.

Самым неприятным для вас окажется то, что воспитанные люди избегают скандалов и когда вы окажетесь перед фактом, что двери перед вами оказались закрыты, доказывать: "Я не хотел!", будет поздно. Вас уже вычеркнули из записной книжки. И, естественно, что расскажут и остальным, за что вас выгнали.

То есть, мы опять вернулись к разным образам жизни предыдущих поколений. Время воров уходит безвозвратно. А деньги всегда были у тех, кто ведет себя прилично. Просто, они умеют работать и зарабатывать деньги в любой ситуации.

Нищий и человек с деньгами - это не деньги, это - психология. Это - образ жизни.

Даже если нищий украдет деньги, он их потеряет в любом случае и снова станет нищим.

Если нормального человека даже ограбят подчистую, через какое-то время он снова будет при деньгах. Он их заработает.

А это тоже всё завязано на Правилах Приличия.

Почему интеллигенция, которая все революции устраивала только ради грабежей, в итоге всегда оставалась нищей? Да потому что деньги были не заработаны, а награблены в революцию. Все деньги у интеллигенции нажиты на уничтожении Государства, разграбления общего (государственного) имущества и делании того, что идет во вред Обществу. То есть, все деньги у интеллигенции нажиты антиобщественным поведением. А это - уже уголовно-наказуемо.

04

А деньги - это тоже работа. Чем больше денег, тем больше проблем. Деньги надо уметь удержать, с деньгами надо уметь обращаться. Но этот опыт наживается в поколениях. Этот опыт передается от родителей к детям в процессе воспитания и взросления ребёнка. Если ребёнка этому не научат в детстве родители, то когда ребёнок вырастет, он этому самостоятельно научиться не сможет. Всему учатся в детстве, а во взрослой жизни надо жить самостоятельно, а не учиться на собственных ошибках. Ошибки могут быть такие, что потом вся жизнь может уйти на их исправление.

По трезвому размышлению, получается: хочешь, чтобы твои дети были счастливы? Начинай с себя.

Вот на этот раз я призываю всех вернуться к Правилам Приличия как к образу жизни предыдущих поколений.

А социальному (уголовно-криминальному) дну с его элитой: интеллигенцией, можно дать бой, навязывая им свой образ жизни, отвергая их язык, их уголовно-наказуемую культуру 101-го километра и романтику тюрем. Денег у них нет и всё равно не будет. Так что, ценности они для нашей жизни не имеют.

Как бы там интеллигенция ни радовалась захвату власти, как своими завоеваниями революции, интеллигенция не победила в одном: она не может открыто заявить о своем уголовно наказуемом образе жизни, как норме поведения. Они ворвались в наш Мир с наганами в руках, комиссары в пыльных шлемах и... вынуждены доказывать, что они приличные люди. То есть, не их образ жизни предыдущих поколений. И этим надо пользоваться.

Надо отходить от навязываемого нам языка уголовников и идеологии уголовного мира и возвращаться к вечным ценностям: Семья превыше всего, честность, доброта, порядочность в отношениях, соблюдение законности и всех норм Правил Приличия.

Нужно безжалостно вычеркивать из своей записной книжки всех, кто не способен выполнять самые элементарные вещи: соблюдать Правила Приличия, уважать чужие права и предусматривать последствия своих действий.

В философии Ницше понятию «воля к власти» предназначалась роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить всё то, что до сих пор считалось философией. Это- не что иное, как присущее всему роду живых существ свойство. Воля к власти – это не то, чем мы располагаем, а то что мы собойпредставляем на самом деле. Поскольку «жизнь – это воля к власти», понятия и ценности тоже суть выражения воли и предназначены для того, чтобы одна воля могла контролировать другую волю. Следовательно, в природе мира никогда не будет, и не может быть ничего не затронутого этой борьбой.В каждый момент мы – это то, что мы делаем; и, пока мы живы, ежеминутно мы держим универсум в напряжении, поскольку стремимся присвоить то количество власти, которое соответствует нашей природе. Более важное следствие, вытекающее из его теории воли к власти, заключено в тезисе, что счастье – это вовсе не та цель, за которую нам действительно стоит бороться. Счастье, коль скоро оно вообще имеет значение, неотделимо от борьбы за власть. От удовольствия просто сознавать, что ты силен. Банальное утверждение, что человек стремится к удовольствию и избегает страдания, неверно. Стремиться к могуществу означает стремиться к преодолению препятствий, и это на самом деле означает испытывать неудовольствие, поскольку любое препятствие для воли к власти воспринимается как таковое. Таким образом, неудовольствие есть не что иное, как « нормальный ингредиент всякого органического процесса». А удовольствие – это не что иное, как переживание при преодолении препятствий. Препятствия лишь стимулируют волю к власти и являются прелюдией к удовольствию. Ницше стремится сказать, что существует два вида неудовольствия, один из которых является показателем ослабления, или упадка, воли к власти. Это её истощение. Бывают неудовольствия, которые стимулируют силу, и бывают неудовольствия, которые указывают на ослабление силы и понижение способности противостоять давлению окружающего мира. Имеются два соответствующих вида удовольствий – удовольствия от победы противоположны удовольствиям спячки. Учение о воле к власти разбросано по всем текстам философа. Оно заключается в том, что мир есть то, что мы сами сделали и должны воспроизводить, что у него нет никакой другой структуры, а также значения, помимо тех, которые мы ему приписываем.

Концепция личности в философии ф.Ницше

В самых ранних работах Ницше проступает два важнейших принципа, на которых будет строиться всё его «зрелое» мировоззрение. Во-первых, это представление о «пластичности», непредсказуемой изменчивости культуры и самого человека, представление, заставляющее Ницше считать важнейшим философским понятием понятие становления. Во-вторых, это убеждение в первостепенном значении философии как реального фактора, способного как помочь развитию человека и культуры, так и воспрепятствовать этому развитию, провести культуру к застою и даже деградации.Философия, по Ницше, это особый образ жизни, связанный с пониманием самой сущности жизни и, значит, со способностью руководить ходом истории и развитием культуры.Бытиё - это статическое состояние, жизнь - это движение, становление. «Нет бытия, есть только становление», - заявлял Ницше. Становление есть динамическая первооснова жизни, в то же время жизнь - это деятельность, созидание, творчество человека, его самовыражение, позволяющее ему реализовать и познать самого себя. Мораль Ницше - это вечное противоборство двух классов. Ницше утверждает релятивизм морали. «Что справедливо для одного, вовсе не может быть справедливым для другого... существуют градации между людьми и, следовательно, между видами нравственности». Ницше призывает к переоценке ценностей. Он выступает против традиционной морали.». Субъектом новой морали, удовлетворяющим этим требованиям, является сверхчеловек - центральное понятие философии Ницше. Он определяет его следующим образом: это люди, «которые… проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, - по отношению к внешнему миру… они немногим лучше необузданных хищных зверей. Сверхчеловек - это высший биологический тип, который относится к человеку как тот относится к обезьяне.

    Філософія марксизму та її еволюція.

Диалектический материализм впервые распространяет мат. понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.

Теория познания . Общественно-экономическая практика есть основа,цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект – это предмет приложения человеческих сил. Основные виды практики: 1)обработка природы людьми(материально-производственная деятельность) и2)обработка людей людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является практической.

Исторический материализм . Основа любого человеческого общества - добывание средств к жизни. Каждая система произ. отнош. возникает на определенном этапе развития производственных сил.

Надстройка -совокупность духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новый базис , который вызревает в рамках старого, и кол. перех в кач, революционный переход от одной ощественно-экономической формации к другой.

Общественно-экономические формации - первоб, рабовлад, феодал, капитал, коммунизм. Основной движущей силой истории выступают народные массы, хотя роль личности не отрицается.

Отчуждение- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.

Факторами возникновения стали:

Социально-экономические и политические предпосылки . Утверждение капитализма как социального строя, эксплуатация капиталистами работников привела к выступлениям против экономического положения, потребность рабочего класса в научной теории, которой стал марксизм возникший в виде системы идей которые пытались дать ответ на философские вопросы: может быть общество справедливым, каковы перспективы развития общества и др. развитие классовой борьбы служило благоприятной средой.

Естественнонаучные. Создание эволюционной теории и переложение ее на философский аспект, открытие клеточной структуры живого, подчеркнула единство всех живых организмов. Закон сохранения и преобразования энергии стал основой философских выводов о несотворимости и неуничтожимости материи и движения.

Теоретические источники . Немецкая классическая философия (Гегель, Фейербах) критически восприняли и переработали на новых основания гегелевскую теорию. Обработке подверглись и достижения прогрессивных буржуазных экономистов. Работы социалистов-утопистов перешли в идеи социализма.

Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом, вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской мысли. Особенно большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Г. Гегель и Л. Фейербах, что они сами неоднократно подчеркивали. Однако созданная ими философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то значительное влияние, которое оказывало это учение на развитие общественных процессов в мире.

Диалектико-материалистическая философия возникла в середине 40-х годов, XIX в., когда в ряде стран Западной Европы уже утвердился капитализм. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу его ускоренному развитию. Следствием этого явилось, с одной стороны, бурное развитие крупной машинной индустрии, а с другой – формирование промышленного пролетариата. Однако громадный рост производитель-ности труда и общественного богатства отнюдь не сопровождался улучшением положе-ния трудящихся масс. Усиление эксплуатации, обнищание, ухудшение экономического положения вызывали недовольство рабочих. Выступления рабочих против своего угнетенного положения все чаще принимали форму забастовок, стихийно вспыхивающих вооруженных выступлений. Таковы были восстания лионских ткачей во Франции, силезское восстание ткачей в Германии. В Англии в 30-40 годах XIX в. развернулось первое массовое пролетарское движение – чартизм. На фоне этих событий и возникает диалектико-материалистическая философия, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Большое влияние на формирование новой философии оказали важные научные открытия в области естествознания, сделанные в XIX в. (открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточной структуры живых организмов, создание Ч. Дарвиным эволюционного учения и т.д.), которые позволили обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы. Все эти и многие другие открытия в естествознании имели большое значение для формирования диалектического материализма.

В начале своей научной и общественно-политической деятельности К. Маркс и Ф. Энгельс стояли на позициях гегелевской диалектики, примыкали к так называемым младогегельянцам. Но уже в этот период, т.е. до 1842 г., они отрицательно относятся к метафизической системе идеализма Гегеля, к его консервативным политическим взглядам.

Эволюция взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса в новом направлении особенно ярко обнаруживается после их встречи в Париже в 1844 г. С этого времени начинается их совместный труд по созданию нового мировоззрения, которое принципиально отличается от всех предшествовавших философских учений как по своей социальной сущности, так и по идейному содержанию и своей роли в развитии общества.

Что же, собственно, нового было в этом учении?

Эту теорию отличает от всех иных философских учений, прежде всего, то, что в ней впервые в истории философской мысли органически сочетается диалектика с научным материализмом. В предшествующей философии материализм и диалектика были оторваны друг от друга. Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познать мир, дать объективную истину. В новой философии материалистическая диалектика применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Познание – это процесс, кото-рый носит сложный, диалектический характер, процесс, в ходе которого происходит переход от незнания к знанию, от знания частичного, неполного к знанию более полному и глубокому. Впервые в истории философии в основу теории познания была положена практика. Предшествующая философия стремилась дать всеобъемлющую систему знаний, подчинить себе и заменить собою другие науки. Философские системы в прошлом часто игнорировали положительные знания о природе и обществе, заменяя научные сведения вымыслом. Новая концепция доказывала, что философия не является «наукой наук» или «наукой над науками». Диалектический материализм – это наука, которая изучает коренные вопросы соотношения материи и сознания и самые общие законы развития природы, общества и мышления. Исследуя наиболее общие законы развития мира, марксистская философия выступает научной методологией частных наук. Маркс и Энгельс с материалистических позиций подошли к объяснению не только природы, но и истории общества. В марксистской философской теории последовательно распространяется материализм на познание общества, его истории, доказывается, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. По-новому в диалектико-материалистической философии решен вопрос о роли общественно-исторической практики. Главная, фундаментальная идея заключается в том, что практика первична по отношению ко всему духов-ному миру, культуре. Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика носит исторический характер, она состоит в непрерывном преобразовании людьми окружающих условий. И именно в исторической практике в конечном счете решаются все те теоретические проблемы, которые мыслителям кажутся исключительно делом философского разума. Дальнейшее творческое развитие марксизм получил в теоретических трудах и практической деятельности гениального продолжателя дела К. Маркса и Ф. Энгельса - В. И. Ленина, который поднял революционное учение марксизма на новую, высшую ступень. В. И. Ленин, восприняв теорию К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развил и конкретизировал её применительно к условиям новой исторической эпохи. Великим вкладом В. И. Ленина в развитие марксистской философии является разработка её важнейших проблем - теории отражения, теории познания, учения об истине, углубление понимания законов и категорий диалектики и других. В своих произведениях В. И. Ленин дал классические образцы применения материалистической диалектики к важнейшим проблемам общественного развития, политики и классовой борьбы пролетариата: анализ объективных условий и разработку вопроса о роли субъективного фактора в историческом процессе, значении творческой инициативы масс, классов, партий и отдельных личностей, обоснование огромной роли научной теории в революционном движении.

Западная марксистская философия ХХ в. ярко выражена таким направлением как неомарксизм. Он отличается от теоретических положений первоначального марксизма. Это совокупность марксистских и промарксистких течений, которые характеризуются критическим отношением к капитализму. В свою очередь делится на «диалектико-гуманистический» и «сциентистский». Первые считаю традиционный марксизм недостаточно человечным, а вторые считают его недостаточно научным. Неомарксизм отличается во многом от теоретических положений первоначал марксизма. В целом требует не разрушителей, а критики и развития. Освобождение от догматического понимания должен находить ответы для человечества возникающие в процессе его развития.

    Основні ідеї позитивізму.

Позитивизм – единственным источником истинного действительного знания, являются конкретные (эмпирические) науки, при этом она отрицает ценность философского исследования. Каждая наука сама себе философия.

Неопозитивизм – лишает Ф ее предмета и считает, что Ф возможна как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая Ф). Философский анализ не распространяется на объективную реальность, а ограничивается опытом и языком. Цель анализа - различение содержательных, осмысленных и бессмысленных высказываний. Осмысленные содержательные высказывания это высказывания синтетические с опытных данных, осмысленные бессодержательные -это аналитические высказывания, суть тавтологии логики и математики. Высказывание осмысленно, если оно верифицируемо. Т.е. в философию нужно включать только такие положения, которые могут быть проверены на истинность. Верификация и фальсификация - это подтверждение или опровержение знания наблюдением. Избрание неопозитивизмом языка логики в качестве универсального языка выражения всего знания сделало логику равноценной философии науки. Чтобы быть истинной она должна строиться в соответствии с логическими правилами, правилами того языка, который используется для построения данной теории. Ввели принцип конвенциализма (условное соглашение), который определяет все ступени и стороны научного познания. Это исключает вопрос об объективной истинности науки и превращает в совокупность произвольных гипотиз. Основные представители и школы: 1) "Венский кружок"; 2) логический позитивизм (англ. Философы-аналитики); 3) Львовско-Варшавская школа; 4) логический эмпиризм США; 5) лингвистическая философия.

Первый позитивизм Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновени

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ закон, выражающийся в классификации наук. основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так: 1 Математика. 2Астрономия. 3Физика. 4Химия. 5Физиология. 6Социальная физика (социология). 7Мораль.

Образцом науки для позитивизма является естествознание.

Конт стремится построить "позитивную" науку об обществе - социологию (сам этот термин - его удачное изобретение), которая была чем-то вроде "социальной физики".

Видным представителем "первого позитивизма" был Джон Стюарт Милль рассматривал логику как ветвь психологии и давал законам логики психологическое обоснование.

Завершителем первой формы позитивизма был Герберт Спенсер. Для учения Спенсера и для того нового, что он внес в философию 19 века, характерно соединение основных принципов позитивизма со всесторонне проведенной идеей эволюции.

предпосылкой развития позитивизма явилось интенсивное развитие промышленности, науки, техники, экономики в 19в. Наука и техника меняют характер общества. Рост научных знаний и внедрение технических достижений сыграли ведущую роль. Т.о., позитивизм формируется как мировоззрение человека, для которого наука и техника представляют основное средство для переустройства мира. Позитивизм против всякой идеологии, против всяких домыслов и религий. Верят только в науку.

Идейные истоки. Прежде всего, таким истоком явилось учение Сен-Симона.

Основные идеи Сен-Симона:

    Наука есть основа человеческого благополучия.

    Наряду с науками о природе необходимо развивать науки о человеке и обществе и внедрять эти знания в систему образования.

    Не интересы отдельных групп и личностей, а конкретные научные знания должны определять политические решения.

    Современная эпоха есть эпоха перехода от феодализма к индустриализму. Феодализм – это тип общественного устройства, при котором власть находится в руках военизированной элиты и духовенства, а мировоззрение носит сугубо религиозный характер.Индустриализм – это власть продуктивного класса индустриалов (предприниматели, банкиры, рабочие и крестьяне) и общество, в котором господствует научное мировоззрение. Прогрессивность нового типа общества: если феодализм ориентирован на завоевание (т.е. экстенсивное развитие = во вне), то индустриализм ориентирован на производство.

Беда современности: современный социальный кризис (т.е. то, что живем между феодализмом и индустриализмом) состоит в том, что феодальные классы сохраняют ведущую политическую роль в обществе, т.е. господствуют непродуктивные классы. Решающая роль в преодолении общественного кризиса должна принадлежать новой, научной идеологии, которая должна иметь форму научно-философской системы. Но что такое подлинная научная философия? Позитивизм и претендует на роль этой новой философии.

Позитивизм в своей эволюции проходит три этапа:

    Классический позитивизм (середина 19го века). Авторы: Огюст Конт (Франция), Джон Стюарт Милль (Англия), Герберт Спенсер (Англия)

    Эмпириокритицизм [эмпирио=опыт, критика опыта]. Основные представители: Рихард Авенариус, Эрнст Мах.

    Неопозитивизм (первая половина 20го века)или аналитическая философия : Джордж Эдвард Мур, Бертран Рассел, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн.

В конце 20го века – постпозитивизм (философия науки).

Первый позитивизм Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения. Основателем позитивизма был французский мыслительОгюст КОНТ . С его именем связано развитие первого этапа позитивизма. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

Итак, научное знание, по Конту, имеет преимущественно описательный характер.

Это понятие является главным в философии Ницше. Он пришел к выводу, что человечество движимо волей к власти. Основополагающим импульсом всех наших действия следует признать только этот источник. Этому понятию предназначалась роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить все то, что до сих пор считалось философией, и большинство из того, что котировалось как наука. Ницше истолковывает мир, исходя из его философии воли к власти. Власть Ницше понимал как волю к власти, воля к власти - сущность власти. Власть - это не политический феномен по Ницше. Ницше находит, что там, где есть жизнь, всегда также есть и воля к власти. Понять что такое бытие, мы можем лишь через жизнь и волю к власти. Воля к власти ищет то, что есть жизнь на самом деле. Присущая жизни воля к власти - это не воля к жизни как просто жизни. Бытие, которое есть воля к власти, имеет под собой жизнь как нечто, от чего следует оказаться ради подлинного бытия. Воля к власти - это жажда свободы в тех, кто оказался в рабстве, это стремлении господствовать и превосходить других в тех, кто является более сильным и более свободным.

Несмотря на формулы, в которых воля к власти определяется не как воля того или иного существа, но как борьба, стремящаяся лишь поддерживать самое себя, решающие позиции Ницше определяются как раз тем, что воля к власти, хотя всегда однородна, но в своем роде не единственна. Оценки у Ницше всегда кажутся неоднозначными: все зависит от точки зрения, с которой они осуществляются и получают свое особое право. Сущность воли к власти может составлять как собственно власть, так и, наоборот, слабость. Слабость в воле к власти проявляется, например, везде, где побудительной силой выступает необходимость преодоления опасности. Истинная же власть как высокая ценность бытия, будучи осуществляемой в мире, может даже парадоксальным образом отвергнуть путь прямого приумножения власти. Ницше на собственном опыте знает, что у подлинно могущественных борьба идет как против грубой власти, так и против фактического превосходства бессилия, и что парадоксальные отношения власти и ценности достигают в этом своей кульминации. В действительности воля к власти представляет собой свойство, инвариантное для всех нас, как слабых, так и сильных. Это - не что иное, как присущее всему роду живых существ свойство. Что наиболее важно, оно не является неким особым побуждением наряду с другими, например с половым влечением: и половой инстинкт, и потребность утолить голод, и любые другие возможные стремления суть не что иное, как формы или вариации воли к власти. Таким образом, мы вправе сказать, что воля к власти является фундаментальной движущей силой. Однако воля к власти - это не то, чем мы располагаем. А то, что мы собой представляем на самом деле. Не только мы суть воля к власти, а и все вообще в человеческом и животном мире, в мире одушевленном и материальном. Во всем мироздании нет ничего более элементарного, и вообще нет ничего иного, чем это стремление и его разновидности.

Государственный университет - Высшая школа экономики

Нижегородский филиал

Кафедра социально-гуманитарных наук

Эссе по дисциплине

Философия

«Ф. Ницше о сверхчеловеке и воле к власти.»

Выполнила:

Проверила: Коткова Н.А.

г. Н.Новгород

2008-2009 уч. Год

В современном мире с его постоянными метаниями в призывах «к делу» и к непременной духовности и одновременно с его жаждой власти огромное число людей мыслит подобно Ницше о сверхчеловеке и воле к власти, ассимилируя из них «то, что подходит», и переделывая в соответствии со своими потребностями. Однако, скорее всего, они акцентируют внимание на достаточно поверхностных, второстепенных для философа проблемах, оставляя в тени наиболее существенные, эпохальные. Его идеи предстают в достаточно вульгарном виде, что искажает как саму его философию, так процесс понимания между людьми. Поэтому в данном эссе мне хотелось бы рассмотреть идею Ницше о сверхчеловеке и воле к власти в ее оригинальном варианте.

"Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА?" "СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК - СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ!" "ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ." "ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ТА МОЛНИЯ, ОН - ТО БЕЗУМИЕ!" 1

Идею сверхчеловека Ницше раскрывает как идею самоопределения человека. "Человек есть нечто, что должно превзойти". На этом пути он выделяет в каждом человеке дух верблюда, дух льва и дух ребенка. Свою задачу философ видит в том, чтобы призвать человека преодолеть в себе повиновение духа верблюда, с которым ассоциирует христианство. По мнению Ницше, христианство превращает человека в больного, стадного домашнего и слабого.

Преодолеть это можно, согласно его философии, лишь тогда, когда человек начнет осознавать, что все его формирование как личности протекало ранее без его понимания и участия.

С ранних лет обычный человек подчинен системе норм и ценностей, и лишь через осознание собственной несвободы он стремится пробудить в себе личную волю – волю к власти, волю к жизни, творческой и сознательной. Именно через это в человеке рождается дух и сила льва.

Провозглашенный Заратустрой тип высшего человека можно охарактеризовать следующими чертами:

1.Этот тип человека принадлежит аристократии. Для Ницше человек толпы никогда не станет сверхчеловеком.

2.Его ценностями выступает то «благородное», которое оказывается по ту сторону добра и зла (а, следовательно, - морали).

3.Для такого человека жизнь - есть постоянная борьба, ибо он в сущности своей человек войны.

4.В противовес любви к ближнему утверждается любовь к дальнему.

5.Смысл деятельности не в бесконечном и бесцельном труде, а в труде творческом, то есть в созидании. При этом созидание невозможно без разрушения старых ценностей и добродетелей. Чтобы стать созидающим придется подвергнуться страданиям и многим превращениям.

6.В противовес состраданию утверждение эгоизма. Необходимо прислушиваться к собственной самости, чтобы именно она реализовалась в созидании. Добродетели должны проистекать только из нее самой и ни в коей мере не могут быть внешними, заданными извне только тогда в них проявится подлинная воля человека, его желания и инстинкты. Этика сострадания как этика альтруизма - есть отречение от своих интересов, от себя, недоверие себе.

7.Высший тип человека признает такие добродетели, которые несут страдания и смерть. "Ты должен любить свои добродетели - ибо от них ты погибнешь". "Умри вовремя". "Глупец тот, кто остается жить. Необходимо постараться, чтобы жизнь закончилась быстрей". Стремящийся к сверхчеловеку не должен иметь удлиненную жизнь, не должен бесцельно волочить ее.

Ницше иллюстрирует фазы возвышения к сверхчеловеку образом взбирания в гору. Но дух тяжести давит на плечи всякого человека, кто желает взойти на этот пик, стремясь увлечь его вниз. Под духом тяжести Ницше понимает традиционную мораль, которая своим "долженствованием" сковывает человека, обращая его волю к власти обратно, внутрь его самого. Такой дух скрывается в каждом из нас, сковывая наши движения, когда мы идем наверх.

Вершиной самоопределения человека является фаза ребенка. Ребенок есть символ игры, новых начинаний и иллюзии. Ведь когда ребенок играет, он пользуется в игре самообманом и тем самым свободно создает иллюзии, в которых отражает подлинную действительность, а не подражает ей. Ребенок есть свободное сознание действительности, и то, во что играет ребенок, есть сама действительность.

Другой отличительной теорией Ницше, которая должна была способствовать объединению, систематизации и интеграции его философских идей, и которая должна была заменить всё то, что до сих пор считалось философией, и большинство из того, что котировалось как наука, является учение о воле к власти. Иными словами, это понятие представлялось ключом как к его собственной философии, так и к положению дел в мире.

Воля к власти представляет собой присущее всем живым существам свойство. И половой инстинкт, и потребность утолить голод, и любые другие возможные стремления есть не что иное, как формы воли к власти. Ницше осенило, что сексуальный контакт в первую очередь имеет своей целью вовсе не удовольствие или размножение, а обретение власти, могущества. Любовный акт – это борьба за власть, где любовные действия суть лишь средства для установления отношений господства и подчинения.

Воля к власти – это не то, чем мы располагаем, а то, что мы собой представляем на самом деле. Не только мы - суть воли к власти, но и все в человеческом и животном мире. Во всем мироздании нет ничего более элементарного и вообще ничего иного, чем это стремление и его разновидности.

Таким образом, совершенно ясно, что воля к власти – это основное понятие в философии Ницше, понятие, с помощью которого всё должно быть истолковано и к которому, в конце концов все должно быть сведено. Это метафизическое или, лучше сказать, онтологическое понятие, поскольку «воля к власти» является ответом Ницше на вопрос « Что есть то, что есть?».

Другое важное следствие, вытекающее из его теории воли к власти, заключено в тезисе, что счастье – это вовсе не та цель, за которую нам действительно стоит бороться.

Люди, как и всё остальное в мире, стремятся к власти. На этом пути они весьма преуспели, обуздав многие из стихийных сил и поэтапно оттеснив от власти все другие живые существа. Они определенно обладают внушительным количеством власти, однако это не имеет ничего общего со счастьем. Счастье, коль скоро оно вообще имеет значение, неотделимо от борьбы за власть. От удовольствия просто сознавать, что ты силен. «Последний человек», который рассуждает в терминах «мира» и счастья, рассуждает как существо несостоятельное. Не может быть никакого счастья без борьбы.

Банальное утверждение, что человек стремится к удовольствию и избегает страдания, неверно. Не только люди, но «значительная часть живых организмов» стремятся к увеличению могущества, а удовольствие или страдание суть лишь следствия этой «примитивной формы аффекта». Стремиться к могуществу означает стремиться к преодолению препятствий, и это на самом деле означает испытывать неудовольствие, поскольку любое препятствие для воли к власти воспринимается как таковое. Таким образом, неудовольствие есть не что иное, как «нормальный ингредиент всякого органического процесса». В соответствии с данной интерпретацией просто невозможно исключить неудовольствие, страдание из природы вещей. А удовольствие – это не что иное, как переживание при преодолении препятствий. Препятствия лишь стимулируют волю к власти и являются прелюдией к удовольствию.

Ницше был глубоко убежден, что воля к власти представляет собой универсальный принцип и его действие в той или иной форме можно обнаружить на каждой ступени существования.

В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском исследовании, есть много ценного для нашего времени. Прежде всего, это яркая критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. Ницше сумел рассмотреть ужас господства масс, будущего усредненно-серой посредственности. Но он не смог предугадать всех последствий действий людей в новых условиях господства идеи воли к власти, когда осуществлять ее начинает «каждая кухарка», получившая эту власть. Ницше не смог предвидеть, что созданная им элитарная и аристократическая философия сверхчеловека оказалась на практике наиболее пригодной для безликих «людей из толпы», которые, компенсируя свою слабость из-за неполноценности, обратились к насилию и имморализму. Нищие не понял, что жизнь упивающегося иллюзорным героизмом сверхчеловека по существу бесчеловечна.

Философ гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. Читая его работы, остро чувствуешь, как он «всласть описывает власть». Образ сверхчеловека - это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти.

Ницше подчеркивает, что воля к власти – это воля к насилию, господству, и именно воли к власти нет в высших человеческих ценностях – в заповедях, в которых, наоборот, преобладают ценности деградации, нигилизма. А мысли, правящие миром, должны быть сильными, по утверждению Ницше. Против этого трудно возражать, хотя вряд ли это условие достаточно для правящих миром идей.

Я считаю, что у Ницше происходит невольная подмена цели и средства, так как если целью может быть жизнь, познание, творчество, то воля – это только инструмент, в том числе и воля к власти. В сообществе животных инстинктивным является стремление к выживанию, средством для чего может быть как доминирование, так и подчинение, то есть совершенно разное отношение к власти. Да и сама власть скорее понятие человеческого сообщества, а не зоологического. Уже поэтому принцип воли к власти нельзя считать универсальным, на чем настаивает Ницше. Применительно же к человеческому обществу и социальной жизни власть принадлежит к числу высших, нередко необъявленных, ценностей, но это скорее ценности второго уровня, инструментальные, так как выживание в социуме связано не только с властью, – это лишь один из механизмов. У воли к власти должны быть цель и вектор развития. Если это сверхчеловек, как представляет Ницше, то речь идет о выращивании касты власти с претензией на изменение природы такого человека, что для истории не ново. Но амбиции или претензии никогда не заменят сущности, которая формируется под воздействием установленных обществом норм и традиций.

Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека. Философа с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила Ницше к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в познании и, что печальнее всего, в социально - нравственной практике. Именно это и произошло с теорией о сверхчеловеке.

Так как каждый человек склонен к самосовершенствованию, препятствием которому он видит смерть, то идея сверхчеловека дала нам надежду на победу над смертью, и устранение тех препятствий, которые всегда мешали процессу совершенствования.

Нам важно не наличие сверхчеловека, а сама идея, иными словами сверхчеловеческий путь, которым идут многие люди, и наша задача, чтобы как можно больше людей выбрало именно этот путь, и как можно прямее и дальше шли по нему, потому что в конце нас ждет спасение от смерти.

Эта идея очень важна, но длительное время она находилась в забвении, и сейчас, благодаря увлечению учением Ницше, она вновь становится актуальной, и возникают такие заявления, как: «Я – сверхчеловек», «Мы – сверхчеловеки». Это дает надежду на то, что «сверхчеловеческий путь» будет не только теоретическим понятием, но также будет осуществляться на практике большим количеством людей.

Что касается недостатков учения о «сверхчеловеке», то они следующие: презрение к человечеству, которое является слабым и больным по сравнению со сверхчеловеком; языческий взгляд на самого сверхчеловека; присвоение заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого знания себе единолично, а затем себе коллективно, как некому избранному меньшинству лучших, то есть более сильных, более одаренных, властительных натур, которым все позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих,- вот очевидное заблуждение ницшеанства.

Однако Ницше не мог знать, что его аристократичное творение – сверхчеловек – будет удобной ширмой для «людей из толпы», безликих и слабых, неполноценных и ущемленных, и в силу этого склонных к насилию и имморализму, бесчеловечности и жестокости. Сверхчеловек оказался Нечеловеком, а не Богочеловеком. Впрочем, когда у людей ценности гуманизма заменяются на ценности нигилизма и зоологизма, в каких бы изысканных и аристократичных формах они ни выражались, рождение чудовищ неизбежно. Бог не умер – его просто попытлись заменить на идолов!

Но, несмотря на всю критику, российский философ В.С.Соловьев подчеркивает важность учения Ницше о «сверхчеловеке» и «сверхчеловеческом пути», которая заключается в том, что он заставил людей обратить внимание на столь существенные для них понятия, необходимые для воспитания в обществе полноценных личностей.

Интерес к Ницше не ослабевает уже второе столетие. И если для своих современников он скорее был пророком начавшегося духовного кризиса и грядущих социальных катастроф, потрясших западную цивилизацию в ХХ веке, то для нас, живущих в глобализованном мире, который строится по западному образцу, Ницше, возможно, является выразителем волевого начала цивилизации, внешне успешной и доминирующей, но изнутри пораженной безверием и нигилизмом, а значит, ослаблением воли. Философия Ницше неоднозначна и усиливает кристаллизацию понятий и ценностей. Цивилизация, на данный исторический момент задающая тон развитию всего мира, пытается осознать себя.

Список использованной литературы.

    Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.

    Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.

    В.С. Соловьев. Идея сверхчеловека.

    Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. - М: Интербук,1990.

    воля к власти ” становится критерием любого типа... “Что хорошо? - Всё, что повышает “волю к власти ” и саму власть в человеке. Что дурно? - То...

  1. Воля к жизни А. Шопенгауэра, воля к власти Ницше

    Доклад >> Философия

    Воля к жизни А. Шопенгауэра, воля к власти Ницше Ницше : Воля к власти - это одна из разновидностей волевых импульсов человеческого поведения. Волю к власти Ницше ... одной расе и выращенное элитой общества. Сверхчеловек – это выражение полноты жизни (творческий...

  2. Волюнтаризм Фридриха Ницше

    Реферат >> Философия

    Излагается философская концепция Ницше , центральное место занимают понятия «воля к власти» и «сверхчеловека» . В данной работе я буду... совпадает с максимальным уровнем «воли к власти» . Это «сверхчеловек» , тип которого Ницше определяет следующим образом. Это...

  3. Концепция сверхчеловека Ф. Ницше

    Контрольная работа >> Философия

    Фундамертальная работа «Воля к власти» ) – период разработки основных идей философии Ницше . Принятое деление достаточно... . С этого времени в учении Ницше соединяются идеи о «воле к власти» , «вечном возвращении» и «сверхчеловеке» . С 1883 по1884 год...