Святая вероника вытирает лицо иисуса. Восемь главных реликвий христианства. Лик из Манопелло

    Доктор Генрих Пфайффер, S.J., профессор христианской истории искусств Папского Григорианского университета в Риме пришёл к заключению, что судáриум из Манопелло на самом деле является пропавшей из Ватикана «Вероникой» («Vera Icon» - «Вероника»).

Платок с ликом Иисуса Христа

Сравнение Туринской плащаницы и судáриума Христа из Манопелло

   Со времени раннего христианства до нас дошли устные и письменные свидетельства о полотне, на котором изображён лик Христа. Вуаль из Камулии, Мандилион, Acheiropoíetos, Спас Нерукотворный, Вероника или Святой Лик - множество кажущихся таинственными наименований, часть которых использовалась также для названия ранних икон, усложнило поиски следов в документах, легендах и поэзии. Вдобавок к тому, в гробе Христа после Его воскресения находилось несколько тканей, ибо Иоанн в своём пасхальном Евангелии ясно пишет не только о льняных пеленах в множественном числе, но также о свитом (или сложенном - греч. entylisso) платке для вытирания пота:

    «И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». (Ин 20, 5-7)

Об изображениях на пеленах упомянуто не было. Любое упоминание о них могло спровоцировать уничтожение пелен в иудейском Иерусалиме, поскольку по иудейским законам о чистоте любой предмет из могилы считался особенно «нечистым», а также из-за того, что эти образы нарушают ветхозаветный запрет на изображения.

Следующие примечания упоминают только о тех исторических ссылках, относящихся к периоду почти двух тысяч лет, которые могли быть применены к судариуму из Манопелло. Некоторые из них отнесены к ней, так как они указывают на её небольшой в сравнении с Туринской плащаницей размер (24 х 17.5 см. против 437 х 111 см.).

Существует предположение о том, что погребальный платок после смерти Иисуса Мария взяла с собой сначала в Эфес. Грузинский текст шестого века утверждает, что она получила из рук Господа картину с прекрасным ликом Её Сына, появившегося на погребальных пеленах, и что Она ставила его в сторону востока для молитвы.

Разнообразные легенды гласят, что царь Авгарь V из Эдессы (4 г. до н.э.- 7 г. н.э. и 13-50 гг. н.э.) получил кусок ткани с портретом Христа. Согласно историческим хроникам, эта ткань находилась в Эдессе (сегодеяшняя Турция) в течение 400 лет. Во время осады города персами в 544 г. её извлекли из хранилища в стене, что привело к спасению города.

С той поры портрет был известен в Византийской империи как Мандилион (mindil по-арабски значит «ткань»). Его стали называть также вуалью из Камулии - после того, как он был в 574 году привезен из этого города в Константинополь.

В шестом веке из Мемфиса (Египет) пришло сообщение, что там находилась льняная ткань, на которой Иисус, вытирая Своё лицо, оставил его отпечаток. Его изображение было почти невозможно рассмотреть, потому что оно постоянно изменялось. Это свойство напоминает о судариуме из Манопелло. В конце 19-го века в этом же районе Египта было найдено большое число портетов подверженных мумификации умерших; эти изображения считаются предшественниками икон.

В 586 году Феофилакт Симокатт описал ткань как произведение божественного искусства, в котором не участвовали ни руки ткача, ни кисть художника.

Около 594 года Евагрий Схоластик в своих хрониках описал образ Христа из Эдессы как «образ, сотворенный Богом без рук человеческих», и вуаль из Камулии была также известна как Acheiropoíetos («нерукотворный образ»).

В период с 574 года по приблизительно 700-й Acheiropoíetos (нерукотворный образ) был имперским знаменем в Константинополе и использовался для поднятия боевого духа в войсках.

В конце седьмого начале восьмого века стало небезопасно хранить вуаль в Константинополе, и её перевезли в Рим, где ей дали название «Вероника». Реликвия хранится в Ватикане с 1204 года.

Кража вуали Вероники

    Пустая рама от вуали Вероники с разбитым стеклом из горного хрусталя в сокровищнице базилики святого Петра

   Повреждённая венецианская рама и разбитый горный хрусталь - рама, в которой между двумя стёклами «Вероника» хранилась до 17 века, находится в сокровищнице Собора Святого Петра. Её размеры указывают на то, что рама была приготовлена для судариума из Манопелло, а не для тёмной, непрозрачной реликвии, почитающейся как вуаль Вероники в Ватикане, и которую могут видеть вблизи только немногие избранные. Это одна из причин, по которой сейчас ставится под сомнение тот факт, что подлинная вуаль Вероники по сей день находится в Ватикане.

Утрата вуали Вероники произошла в историческом контексте раннего Нового времени, отмеченного Реформацией и Контрреформацией с их значительными последствиями для всего общества и потрясениями в результате религиозных войн:

18 апреля 1506 года был заложен первый камень Собора Святого Петра. Сегодня он находится под колонной святой Вероники, в тайнике которой должна была надежно храниться ценная реликвия. Строительство церкви Святого Петра было отчасти профинансировано за счет продажи индульгенций, что привело к тезисам Лютера и Реформации. Согласно «Relatione historica», исторической хронике, написанной Донато да Бомба, в год закладки первого камня доктор Джакомо Антонио Леонелли получил изображение Святого Лика, «Il Volto Santo», от паломника в Манопелло.

В 1527 году произошло разграбление Рима («Sacco di Roma») наемными солдатами и ландскнехтами, после которого различные свидетели того времени говорили об утрате вуали Вероники. Однако вуаль выставлялась еще несколько раз до начала 17 века: в 1533, 1550, 1575, 1580 и 1600 годах.

    В 1606 году ларец с вуалью был перенесен в новый Собор Святого Петра в Риме, а в 1608 году старая часовня, в которой она хранилась до этого, была снесена. В одной из хранящихся в городе Л’Акуила копий «Relatione historica» есть сделанная другим шрифтом пометка о том, что в том же году супруг Марии Леонелли похитил святое изображение из дома своего тестя.

   «Opusculum» 1618 и 1635 годов

На титульном листе «Opusculum de Sacrosanto Veronicae Sudario» («Маленький опус о священном платке Вероники»), хранящемся в сокровищнице старой церкви Святого Петра, построенной Якопо Гримальди в 1618 году (возможно, на 2-3 года позднее), Святой Лик изображен с открытыми глазами. На дословном списке, датируемом 1635 годом, лицо изображено с закрытыми глазами, что указывает на Туринскую плащаницу как на изначальный источник изображения. С 1616 года право на копирование изображения на вуали Вероники было сохранено только за канониками Святого Петра, которые изображали лик с закрытыми глазами. В 1628 году после уникальной «отзывной кампании» были даже уничтожены копии, изготовленные ранее.

В 1618 или 1620 году - в этом две версии «Relatione historica», находящиеся в Л’Акуила и Манопелло, расходятся - платок для вытирания пота приобрел Донато Антонио де Фабритиис. Европа стояла на пороге Тридцатилетней войны, в которую с самого начала были втянуты итальянские княжества и Святейший престол, хотя этому факту историки уделяли довольно мало внимания. В 1620 году после двухлетнего строительства в Манопелло был открыт монастырь капуцинов.

Согласно «Relatione historica» Де Фабритиис передал судариум капуцинам в 1638 году. Исторический отчет об этом был написан в 1645 году, в следующем году публично зачитан вместе с дарственной грамотой, и судариум был впервые выставлен для публики.

Остается неизвестным, в какой момент и при каких обстоятельствах вуаль Вероники была утрачена в Риме и попала в Манопелло. Без сомнения, Ватикан не был заинтересован в обнародовании утраты вуали ввиду большого числа паломников. Возможно, в «Relatione historica» указана более ранняя дата прибытия Volto Santo (Святого Лика) в Манопелло с целью защиты от требования возврата или уничтожения. Может быть, в это место принесли его капуцины, которые, будучи нищенствующими монахами, могли перемещаться по стране, не опасаясь разбойников.

Монастырь в Манопелло очевидно был построен, чтобы принять под свой кров судариум, который согласно «Relatione historica» в этот момент еще не был во владении капуцинов. Алтарный ретабель сохранившегося в своем изначальном виде и некогда аналогичного по своему строению монастыря в Пенне увенчан крестом, в то время как на алтарном ретабеле в Манопелло, который сейчас находится в сокровищнице монастыря, возвышается фигура воскресшего Христа. Бывшая часовня святой Вероники сейчас закрыта, поскольку помещение было необходимо для приема паломников. Сегодня лишь темное оконное стекло, через которое в церковь даже не попадает свет, указывает на пустое пространство.

    Судариум, очевидно, был замурован в одну из колонн, отделяющих хоры от пресвитерия. Интересно, что сегодня на этом месте торжественно располагается картина, на которой изображена передача Volto Santo капуцинам. В 1686 году судариум был перенесен в дарохранительницу с тремя замками, которую можно было открыть только в момент одновременного присутствия на месте главы города, настоятеля общины Манопелло и настоятеля ордена капуцинов, каждого со своими ключами. Если бы притязания капуцинов на владение судариумом были неоспоримыми, как об этом говорится в «Relatione historica» и дарственной грамоте, то судариум не пришлось бы замуровывать, а капуцины владели бы правом единоличного доступа.

В 1714 году Volto Santo поместили в раму. Изображение получило свой алтарь в бывшей часовне святой Марии с железной дверью, которую можно было поднимать и опускать. В 1718 году папа Климент XI жаловал паломникам к Volto Santo отпущение грехов на семь лет, хотя со стороны Ватикана не было предъявлено никаких притязаний на владение изображением. Лишь в 1923 году Volto Santo обрел свое нынешнее место на главном алтаре.

Мифы, предания и легенды

   Неисчислимые подробности Крестного пути сообщают нам и о сострадании Вероники, отёршей платком кровь и пот с лица Иисуса Христа на Его пути на Голгофу - Его образ запечатлелся тогда на этом платке. В действительности это легенда, которая появилась только в 12 веке. Имя «Вероника» составлено из vera, лат. «истинная», и eikon, греч. «образ» - «истинный образ». Эта аллегория, этот символ, основывался, вероятно, на имени упоминающейся в разных Евангелиях женщины (Berenike), которая была исцелена от кровотечений после прикосновения к одеждам Иисуса.

Однако в сознании людей существование отпечатка лика Иисуса Христа на полотне было укоренено уже намного раньше.

Согласно легендам, царь Авгарь V из Эдессы (4 г. до н.э. - 7 г. н.э. и 13 - 50 гг. н.э.) получил портрет Христа от посланника - вероятно, от Иуды Фаддея, апостола и двоюродного брата Иисуса. Царь попросил об образе, чтобы исцелиться от болезни. Один из источников датированный около 400 года, сообщает, что портрет был нарисован художником, другой, датированный между 609 и 726 годами, описывает изображение как проявившееся при сушке сложенной вчетверо ткани (tetrádiplon), после того, как оказалось, что художник не был в сосотоянии изобразить Иисуса. Складки от сложения вчетверо видны на судариуме из Манопелло.

Есть параллели между легендами, окружающими царя Абгара и ранней версией легенды о Веронике, в которой она попросила Иисуса о портрете и тем самым посодействовала исцелению императора Тиберия (42 г. до н.э. - 37 г. н.э.).

Мотив образа, проявившегося при сушке ткани , присутствует также в легенде, которая бытовала в Камулии недалеко от Эдессы в период с 284 по 305 годы, во время гонений на христиан, а также в сообщении из Мемфиса, датируемого шестым веком.

По легенде, которая, должно быть, появилась между 560 и 574 годами, язычница нашла в ручье образ Господа, нарисованный на льняном холсте. Когда она вынула ткань из воды, та не была влажной. Такое могло случиться, если ткань была из биссуса, из которого соткан судариум из Манопелло. Она накрыла ткань своим плащом, и образ появился также на нём. Несомненно, в то время известен был факт существования нескольких платков с образом Христа.

Погребальные пелены Христа

Плат для впитывания крови из Овьедо в северной Испании, святой чепец из Каора, Туринская плащаница, платы из Корнелимюнстера - значительное число реликвий из ткани связаны с погребением Иисуса. В своём пасхальном Евангелии апостол Иоанн упоминает в дополнение к погребальным пеленам (во множественном числе) также «свитый» (или сложенный - греч. «entylisso») платок для вытирания пота:

    «И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». (Ин. 20: 5-7)

В древности было обычным делом использовать несколько кусков ткани в иудейских обрядах погребения. В тексте о воскресении Лазаря также упоминаются погребальные пелены и платок:

   «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком». (Ин. 11: 44)

Как уже когда-то у египтян, лицо умершего покрывалось прозрачной вуалью из биссуса, так что при погребении оно оставалось видимым. Однако из-за сильного кровотечения платок из биссуса нельзя было наложить на лицо Христа сразу, следуя этой традиции, поскольку эта ткань не впитывает жидкость.

   Туринская плащаница и плат для впитывания крови из Овьедо (северная Испания) подвергались тщательным научным исследованиям. Следы крови на пятнах на обеих тканях принадлежала умершему мужчине, имевшему группу крови AB.

    Согласно еврейскому преданию, кровь священна, так как её считают вместилищем жизни и средством искупления. При погребении вся кровь должна быть собрана и захоронена вместе с телом. Для этого платок для впитывания крови из Овьедо был наложен на голову сразу после наступления смерти и во время снятия тела с креста приложен в двух положениях на рот и нос. На реликвии просматриваются очертания руки, которая надавливала на ткань. Затем на голову был надет состоящий из восьми слоев марли святой чепец, который хранится в Каоре (Франция) и который служил для фиксации нижней челюсти. Затем все тело было обернуто в Туринскую плащаницу .

    Святой чепец из Каора

   «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею» (Мт. 27:59). Без сомнения, практичность использования не была единственным критерием при выборе погребальных тканей. Важно было и их качество как знак оказания особых почестей умершему. Это касается и большого, изготовленного из биссуса платка для вытирания пота (размером около 6,50 x 3,50 м), и богато украшенного погребального полотна. Оба хранятся в Корнелимюнстере.

Три платка, которыми покрывали лицо, символизируют Triduum Sacrum, Пасхальное Триденствие: платок для впитывания крови из Овьедо - страдания и смерть в Страстную Пятницу, Туринская плащаница - покой после погребения в Великую Субботу, а судариум из Манопелло - момент воскресения в Пасхальное воскресенье.

Судариум Христа из Манопелло

   В холмах у подножия горного массива Маджелла в Италии, в регионе Абруццо находится городок Манопелло. В этом удаленной местности хранится бесценная реликвия - вуаль с образом лика Иисуса Христа.

   В течение почти четырехсот лет этот судариум или платок для вытирания пота давал утешение и надежду только небольшому числу верующих, оставаясь сокрытым от остального христианского мира. Тем временем появлялось все больше знаков того, что это истинное изображение, которое должно бы находиться в Риме в Соборе Святого Петра.

   Завуалированный, заслонённый, открытый - Даже сама природа судариума намекает на её загадочный, таинственный характер: прозрачная вуаль, образ Иисуса Христа на которой кажется постоянно изменяющимся в зависимости от изменения освещения. Только во время процессий при дневном свете проявляется всё его богатство. Известные художники пробовали воссоздать этот эффект мерцающего лика, но это оказалось невозможным даже для современной фотографической техники. Более того, судариум сделан из специфичного материала - биссуса (виссона), легендарной ткани древнего мира, «вечного» материала, выдержавшего 2000 лет после смерти Иисуса. Волновавший ранних христиан вопрос, как лик Иисуса мог появиться на судариуме, является загадкой также сейчас.

Ткань из биссуса («морского шёлка»)

    Кьяра Виго из Сардинии , последняя ткачиха, умеющая ткать из биссуса, подтвердила 1 сентября 2004 года в Манопелло, что судариум сделан из биссуса (др.-греч. βύσσος — «виссон, тончайшее полотно»). Она была удивлена изысканным плетением. Этот материал также известен как «морской шёлк», поскольку его делают из прочных белковых нитей моллюска pinna nobilis , которыми он прикрепляется к камням. Биссус окрашивается очень немногими красителями, но на нём нельзя ничего нарисовать . Он не впитывает воду и не горит, устойчив к воздействию многих химикатов. Bолокна могут сохранять свет наподобие того, как информация сохраняется на компьютере .

    Оригинал

    Удивительное свойство Плата - он прозрачен. Лицо отчетливо вырисовывается с обеих сторон как на слайде

Лицом к лицу

   Миндалевидные глаза , изогнутые брови, длинный тонкий нос, приоткрытый рот - такое лицо открывается тем, кто смотрит на судариум. Гармоничное лицо, обрамлённое длинными волосами и тонкой бородой, со лбом, увенчанным короткой прядкой. При детальном осмотре заметна припухлость на правой щеке.

Раны, о которых можно судить по следам крови на Туринской плащанице, кажутся покрытыми струпьями. Тень подо ртом указывает на ослабевание черт лица перед ликом смерти. Тем не менее, рот не просто открыт - губы сложены так, как будто произносят «А», «Abba», на арамейском это означает «отец».

    Благодаря особым свойствам материала, на котором изображен лик - тонкой, прозрачной ткани размером 24 x 17,5 см, рисунок в зависимости от освещения и перспективы как будто меняется. Иногда один зрачок становится больше, чем другой, как будто в результате удара он утратил способность приспосабливаться к освещенности. Об этом говорит и видимое скопление жидкости под радужкой:

    Иногда даже кажется, что направление взгляда меняется:

Удивительным образом рисунок виден на обоих сторонах ткани, однако с каждой стороны он разный. Если смотреть на него с алтаря, то Иисус кажется смеющимся победителем смерти.

Так же, как и на Туринской плащанице, на судариуме не было найдено пигментов. Однако цвета на судариуме меняются от оттенков коричневого до сланцевато-серого и золотисто-желтого. Розовый оттенок на лбу создает впечатление о только что возвращенном к жизни. При ярком свете вуаль становится белой, и образ на ней перестает быть виден. Цвета на судариуме Христа становятся видимыми с помощью рефракции и интерференции света, подобно цветам радуги и раскраске крыльев бабочки.

Биссус и чистый лён

   Первая фотография Туринской плащаницы опубликованная в 1898 году, показала, что её можно сравнить с фотографией-негативом. Судариум из Манопелло, напротив, больше похож на диапозитив. Однако, они не являются фотографиями. На Туринской плащанице изображен мёртвый человек, а на судариуме - живой, с отметинами перенесённых мучений.

Монах-капуцин Доменико да Чезе (1905-1978) распознал совпадающие черты лица на судáриуме и на Туринской плащанице . Определив совпадающие точки-ориентиры, сестра-траппистка Бландина Пасхалис Шлёмер, фармацевт и иконописец из Германии, разработала технику наложения - суперпозицию, и, основываясь на согласованности изображений, доказала, что на обеих тканях изображен один и то же человек. Позже она применила этот технический приём к платку для впитывания крови из Овьедо, получив тот же результат


1. Левый зрачок

2. Нижнее веко левого глаза

3. Правый зрачок

4. Гематома на сломанной переносице

5. Колотые раны от терниев на левой щеке, на правой брови и в углу правой глазницы

6. Правая ноздря

7. Левая, поврежденная ноздря

8. Поперечная и дугообразная линии в левом углу рта

9. Зубной ряд, последний видимый зуб на челюсти

10. Ранение на нижней губе

Сравнение плата из Овьедо и судариума Христа из Манопелло

Места наиболее заметного совпадения

1. Порез между двумя зубами, видимыми на судариуме

2. Прокол от терниев на среднем конце левой брови

3. Пятно над повреждённой правой бровью

4. Диагональная линия, совпадающая со светло-красной линией на Volto Santo

5. Форма носа, искажённая от удара палкой. Видны параллельные темные линии и яркий треугольник вершиной вниз.

6. Горизонтальная линия, местами прерывающаяся, определяющая нижнюю границу перелома в середине носа

7. Содранный и придавленный кончик носа

8. Повреждение на верхней губе. Можно увидеть тёмные точки на прямой линии, проходящей немного над линией губ, и явное покраснение, распространённое вверх от этих точек, вероятно, являющихся местами проколов. Кроме того, само повреждение на верхней губе.

9. След жидкости, начинающийся точно в месте зрачка. Глаз, похоже, был повреждён терниями.

10. Повреждение от терниев на правой щеке в геометрической форме трапеции, направленной острым углом вниз.

    Оригинал страницы

   

I

В один из последних годов правления императора Тиверия случилось, что бедный виноградарь с женой поселились в одинокой хижине на высотах Сабинских гор. Они были чужестранцами и жили в полном уединении, и никто не посещал их. Но однажды утром, когда виноградарь открыл дверь своей бедной хижины, он увидел, к своему большому удивлению, сидящую на её пороге старую, сгорбленную женщину. Она была закутана в ветхий серый плащ и казалась на вид совсем нищей. И, однако, когда она поднялась ему навстречу, в осанке её было столько горделивого достоинства, что виноградарю невольно вспомнились рассказы о том, как богини иногда принимают образ старой женщины, чтобы не узнанными посетить жилища человека.

– Друг мой, – сказала она. – Не удивляйся тому, что я проспала сегодняшнюю ночь на пороге твоей хижины. В этой именно хижине когда-то жили мои родители, здесь почти девяносто лет тому назад родилась я. Я думала, что она пуста и необитаема, я не рассчитывала найти в ней людей.

– Меня нисколько не удивляет, что ты думала найти эту хижину заброшенной и давно покинутой, она стоит так высоко среди этих обнажённых скал, – ответил хозяин хижины. – Но мы с женой прибыли из далёкой страны, мы – чужестранцы, и не могли найти более удобного жилья. Но как могла ты, несмотря на свой преклонный возраст, совершить такой утомительный путь. Ты, конечно, голодна, томишься жаждой и устала, для тебя лучше, что в этой хижине оказались люди, а не дикие волки Сабинских гор. Ты найдёшь у нас ложе, где можешь отдохнуть, кружку козьего молока и ломоть хлеба, которые ты, надеюсь, не откажешься принять.

Едва заметная усмешка пробежала по лицу старухи, но была так мимолётна, что не успела даже рассеять выражения глубокой скорби, которое отражалось на её всё ещё красивом лице.

– Я провела всю свою молодость на этих пустынных горах, – сказала она. – Я ещё не забыла искусства, как выгнать дикого волка из его логовища.

И она казалась ещё такой сильной и крепкой, что виноградарь нисколько не усомнился в том, что она, несмотря на свои годы, обладает достаточной силой, чтобы справиться с хищным лесным зверем.

Виноградарь повторил своё приглашены, и старуха вошла в хижину. Она присела к столу, за которым ели эти бедные люди, и без колебания разделила с ними скромную трапезу. Но, несмотря на то, что она казалась вполне довольной и удовлетворенной куском простого хлеба, размоченным в молоке, и мужу и жене все время казалось, что она привыкла к совершенно иной пище.

«Откуда могла появится такая странная путешественница? – Спрашивали они себя, глядя на гостью. – Она, вероятно, гораздо чаще едала фазанов на серебряных блюдах, чем пила молоко из глиняных чашек».

Иногда старуха поднимала голову и осматривалась кругом, как будто стараясь припомнить, какой была хижина раньше. За долгие годы убогая хижина мало изменилась; всё те же глиняные стены, земляной пол; старуха даже показала своим хозяевам сохранившиеся ещё со времени её детства на одной из стен незатейливые изображения собак и оленей: это её отец забавлял рисунками своих малых детей. А на высокой полке, под самым потолком, старуха нашла черепки глиняного кувшина, в котором она девочкой носила молоко.

Но муж и жена, несмотря на слова старухи, продолжали думать про неё, как и раньше:

«Может быть, она, действительно, родилась и провела детство в этой хижине, – думали они, – но потом в её жизни случилось что-то совсем другое, и она занималась всю жизнь не тем, что доила коз и приготовляла сыр».

Они замечали также, что старуха часто уносилась мыслями куда-то далеко и так углублялась в них, что не замечала своего долгого молчания, а, когда приходила в себя, тяжко вздыхала и становилась ещё печальнее.

Наконец она встала из-за стола, ласково поблагодарила за гостеприимство и направилась к двери.

Но когда старуха подошла к порогу, она показалась виноградарю такой одинокой, жалкой и беспомощной, что он снова окликнул ее:

– Мне кажется, – сказал он, – что ты шла сюда не с тем, чтобы так скоро снова уйти. Если ты, действительно, так бедна и одинока, как кажешься, ты, наверное, хотела прожить в этой хижине весь остаток твоих дней. Ты уходишь потому, что мы с женой живем здесь?..

Старуха не стала отрицать, что он верно угадал.

– Эта хижина так долго была необитаема, что ты имел полное право завладеть ею, однако, – ответила старуха, – она принадлежит тебе столько же, сколько, и мне. Я не имею никаких оснований считать её своей и гнать тебя.

– Но эта хижина принадлежала твоим родителям, – возразил виноградарь. – Ты имеешь на неё гораздо больше прав, чем я. К тому же ты стара, а мы молоды. По справедливости, ты должна оставаться тут, а мы уйдём и поищем себе другого жилья.

Когда старуха услышала эти слова, – она была глубоко поражена. Она отступила от порога, подошла к виноградарю и стала внимательно вглядываться в его лицо, как будто не могла понять смысла его слов.

Но тут вступила в разговор молодая жена.

– Если бы я могла высказать свое мнение, я сказала бы, – начала она, – что надо спросить эту старую женщину: не хочет ли она смотреть на нас, как на своих детей, позволить нам остаться у неё и заботиться о ней. Какая польза была бы ей от того, что мы возвратили бы ей эту хижину, а сами ушли? Ей, одинокой, было бы страшно в этой горной пустыне. И как добывала бы она себе пропитание? Мы поступили бы с ней в этом случае так, как будто обрекали на голодную смерть!

Старуха в изумлении смотрела на мужа и жену и слушала их слова:

– Почему вы так говорите? Кто научил вас таким мыслям? Ведь я вам совершенно чужая! Почему оказываете вы мне такое милосердие?

Тогда ответила ей жена:

– Потому, что мы сами встретили в жизни Великое Милосердие!

Тайны нерукотворных изображений Христа...

О тайном догадывайся по явному.

Солон

Сенсацию вызвали в научном мире выводы о том, что кровь на величайших христианских святынях - Туринской плащанице, Тунике Аржантоя и Судариуме Овьедо - принадлежит к одной и той же редчайшей группе. Их научный анализ был проведен в рамках съемок известным французским режиссером Ивом Буассе научно-документального фильма "Можно ли клонировать Христа?".

От высших церковных властей Буассе получил разрешение на анализ пятен крови на указанных святынях. Как считается, в хранящуюся в Турине Плащаницу тело Христа было завернуто сразу же после снятия с креста. Туника, находящаяся в церкви святого Дениса в пригороде Парижа - Аржантой, была на Христе во время Его крестного пути на Голгофу. Судариум из собора Спасителя в испанском городе Овьедо накрывал голову Христа во время положения во гроб.

Все эти святыни содержат многочисленные следы крови. Их анализ показал, что кровь принадлежит редчайшей группе АВ (IV группа крови), а ее носители проживают в основном на территории Палестины, Сирии, Иордании и в некоторых районах Турции. Группа АВ настолько редкая, что сегодня, например, из всего многомиллиардного населения Земли ее имеют менее 1,5 млн человек. Буассе не исключает, что кровь на всех христианских святынях принадлежала одному и тому же человеку.

В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из трёх изображений. Существуют неканонические рассказы о трёх нерукотворных изображениях Иисуса Христа:

  1. Лик из Эдессы (Спас Мокрая Брада, Спас Нерукотворный).
  2. Плат Вероники (Вуаль Вероники).
  3. Туринская плащаница.

Первые рассказы об изображениях Иисуса Христа на плащаницах, в данном случае – на полотнах, связаны с легендами о платке Вероники. Эти легенды создавались на протяжении VI-IX столетий. Говорилось, что Иисуса Христа, несущего свой тяжелый крест на Голгофу, сопровождало “великое множество народа и женщин, которые рыдали и плакали о нем” (Луки, 23:27; Иоанна, 19:16-17).

Среди них была некая сердобольная язычница Вероника. Она обратила внимание на то, что Иисус Христос от натуги сильно вспотел, и вытерла ему пот и кровь от терновых игл с лица своим платком. Спаситель вернул ей платок со словами: “Благословенна ты, смелая женщина”. На этом платке и остался запечатленным Нерукотворный Образ. В результате, на ее платке осталось изображение лица Спасителя.

Легенда легендой, но достоверно известно, что в 944 году “Плат Вероники” был впервые выставлен на поклонение верующим в константинопольском храме Святой Софии. В 1204 году богомольные и благочестивые рыцари, захватив Константинополь, успешно прихватизировали “Плат Вероники” и увезли его с собой в Западную Европу.

С тех пор “Плат Вероники” стал реликвией исключительно католической церкви. Оригинал украденного “Плата Вероники” потом был утерян. Потеряв свою святыню, православная церковь создала новую легенду о чудесном изображении лица Иисуса Христа.

Говорят, что в заключение своей прощальной вечери Иисус Христос вытер свое лицо полотенцем, которым он перед этим вытирал ноги апостолов (Иоанна, 13:1-15). После этого действия на полотенце осталось изображение лица Иисуса Христа. Оригинала этого чуда, естественно, в настоящее время нигде нет.

Вместо него в православных храмах есть “достоверные” копии, которые официально называются “Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа”.

Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение латинского vera icon (истинный образ). Характерными особенностями Лика из Эдессы являются: то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды, поэтому Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада.

Вуаль Вероники была из сетчатой ткани. Так как Иисус Христос нёс свой крест на Голгофу после того, как на его голову одели терновый венец, то многие художники изображают на Вуали Вероники лик Иисуса Христа с терновым венцом на голове и с кровоподтёками от проколов терновыми иглами. Оригинал утрачен, сохранились только копии. В средневековой западной иконографии эти два изображения часто путали. Некоторые художники не знали о существовании трёх нерукотворных изображений и, поэтому, рисовали одно вместо другого.

Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:

1. В соборе Святого Петра в Ватикане. На платке на просвет видно изображение лица Иисуса. Так же, как и на плащанице-изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. Ученые исследуют эти изображения до сих пор, но тайна пока не разгадана.

2. «Лик из Манопелло» , который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, очевидно, что рисунок рукотворный, в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю , а не «Плат Вероники».

"...Согласно древнему преданию, когда Иисус после возложения тернового венца и бичевания нес Свой крест на Голгофу, преисполненная сострадания женщина отерла ему лицо своим платком, «на котором запечатлелись черты Его святого лика». На плате отобразился лик Иисуса Христа: «Как будто живой человек смотрит через тонкую ткань. У человека красивые волосы, которые спадают на Его плечи. Глаза открыты и белки глаз выразительной белизны. Взгляд ласковый и губы как будто сложены в легкую улыбку». Так описывает святой плат один из исследователей – отец Генрих Пфайффер.

Если мы обратимся к истории, то узнаем, что святой плат в 574 году оказался в Константинополе и в 626 году при осаде города аварами был на его крепостных стенах. Затем плат исчез из Константинополя и его след обнаружился в Риме. В 1506 году в Манопелло пришел один странник. Подойдя к приходской церкви святителя Николая, таинственный странник нашел в ней священника и положил перед ним сверток со словами: «Береги эту святыню как дар небес, почитай ее, и она будет защитой для тебя и для всей твоей семьи». Восхитившись изображением, которое принес странник, священник отнес ценный дар в свой дом, в котором Нерукотворный образ пребывал 100 лет. Его передавали по наследству, пока, наконец, один из наследников в 1638 году не подарил его храму. Образ, попавший в храм, стал предметом всеобщего почитания, и кто обращался к нему, получал просимое...."

Но сегодня Ватикан отказывается признать подлинность хранящейся в отдаленном монастыре итальянской деревни Манопелло иконы "Вуаль Вероники", на которой, как считают многие, чудесным образом был сделан отпечаток лица Иисуса после Его земной кончины. Дело в том, что в распоряжении Святого Престола находится собственная реликвия, претендующая на то, чтобы называться вуалью святой Вероники.

Согласно церковному учению, святая Вероника вытирала пот с бровей Иисуса, когда Он нес Свой крест на Голгофу. Она стала святой покровительницей фотографии, и ее имя, как принято считать, происходит от сочетания "вера икона", что означает "истинная икона".

При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее, и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника. Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок.

Нет тернового венца и на картине Ганса Мемлинга "Святая Вероника", очевидно, что, не имея образца, Ганс Мемлинг вместо Плата Вероники использовал список со Спаса Нерукотворного. Римская католическая церковь причислила Веронику к лику святых, хотя нет достоверных сведений о том, что история с вуалью действительно имела место. По крайней мере в Новом Завете об описанном событии нет упоминания. Если верить Ватикану, Вероника долго хранила вуаль. Говорят, она вылечила с ее помощью римского императора Тиберия, а затем передала ее Папе Климентию на хранение.

По официальным данным Ватикана Платок Вероники - самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра. Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа коротко и, к тому же, она демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.

Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обратился к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию. Отказы кардинал обьяснял тем, что "с течением лет изображение слишком поблекло".

Наконец, настойчивость журналиста победила,и для него сделали исключение - позволили войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники. Он пережил глубокое разочарование. Льняное полотно не только не произвело на него никакого впечатления, но на нем с трудом можно увидеть что-либо-изображение больше похоже на темное пятно.

Бадде подозревает, что в начале семнадцатого века, когда еще строилась новая Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия. На картине Вуаль Вероники изображена в виде вуали, как та, что хранится в Монапелло.

«Официальное признание после стольких веков молчания имело бы огромное теологическое и иконографическое значение», – заявил представителям итальянской прессы еще один сторонник подлинности монастырской иконы, немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер.

Изучив вуаль, он пришел к выводу, что она обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см). Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон - то и другое абсолютно идентичны друг другу.

Реликвия потрясает наблюдателя своими свойствами. Она представляет собой смесь диапозитива и голограммы человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив.

На Туринской плащанице тернового венца уже нет, так как его уже сняли, но остались проколы от терновых иголок и кровоподтёки. Оригинал находится в Турине (Италия). Современное название плащаницы “Туринская” происходит от места ее нынешнего пребывания. С 1578 года она была перенесена в город Турин, который является ее местом официального и почти безвыездного пребывания за последние 428 лет. 400-летний юбилей Туринской плащаницы отмечался в 1978 году.

Ее загадка не разгадана до сих пор. Как появился отпечаток, когда он возник- радиоуглеродные анализы дают дату гораздо позднее смерти Христа. Сама Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, хотя хранит ее и почитает. А дальше- личное дело самих верующих. Хотите- верьте в истинность, хотите- нет. Эти нерукотворные изображения стали первыми иконами и дали начало множеству образов.

Плащаница представляла собой кусок полотна размером примерно 410 см. на 140 см. Говорилось, что на полотне - по аналогии с Платом Вероники - осталось изображение всего тела умершего Иисуса Христа. И, в самом деле, паломники видели на предлагаемом им полотне двойное изображение тела мужчины: со спины и спереди; двойной головой в центре - слитно, а ногами - в противоположных концах. Зрители могли заключить, что Иисус Христос был не завернут в полотно, а что под его тело полотно только подложили с ног до головы, перегнули свиток полотна через голову покойника и затем покрыли им же сверху от головы до самих ног.

Говорилось, что эту реликвию привез в Лиреи местный рыцарь-крестоносец (по другой версии, говорят – “солдат удачи”) из Константинополя. Для паломников говорилось, что эта плащаница только сейчас, в 1347 году, была “перенесена” из Константинополя. Позже, уже в XVI столетии начали говорить, что это была та плащаница, которую видели крестоносцы в Константинополе в 1204 году и тогда же “тайно вывезли с собой” во Францию.

С тех пор и до наших дней о нынешней Туринской плащанице изобретались и распространялись все новые и новые слухи, за которыми просто невозможно с полной достоверностью уследить; невозможно и пересказать все эти “говорят”. Говорят – ну, и пусть говорят. Мы дальше будем излагать только основанную на строгих документах и фактах историю нынешней Туринской Плащаницы. (В скобках заметим, что среди дошедших до нас вариантов исторических документов о Туринской плащанице имеются некоторые незначительные расхождения, которые мы не в силах устранить. Эти расхождения - не существенные для нашего исследования.

Много воды утекло со времён тех загадочных событий, свидетелями которых, волею обстоятельств, пришлось быть всего двум людям. Сменилось несколько поколений, но мало что изменилось в укладе жизни горсти людей, что живут здесь испокон веков, благоговейно чтят старые традиции и придерживаются суровых нравов.
Всё так же, ласковый ветер, приносящий запах близкого моря, ерошит жнивье на пологих холмах, а пастбища изобилуют сочными травами. Но и сейчас горный серпантин дороги, ведущей к крохотному монастырю близ горной деревушки Маноппелло в одно из аббатств братьев Капуцинов, что в Аппенинах, слишком отдалённо напоминает о существующей где-то совсем рядом цивилизации.
Словом, многие сотни лет кто-то заботливо оберегал эти места от любопытного ока. Речь идёт о маленьком местечке в 20 милях к востоку от Рима, где Богу было угодно сокрыть примерно на 400 лет несравненно высокой ценности клад - нерукотворный образ Богочеловека на белом, тончайшей работы платке, размером 24 x 17 см., какими женщины древней Иудеи прикрывали свои лица.
Согласно преданию, женщина по имени Вероника, шедшая в толпе, протянула свой платок Иисусу, нёсшему под нещадно палящим солнцем Свой тяжёлый крест на Голгофу. Христос взял его из рук Вероники, вытер пот, заливавший глаза, кровь, обильно струившуюся по Лицу своему и отдал платок назад доброй женщине. На тончайшем полотне платка чудесным образом проявился Его Святой Лик, а Вероника, страдающая тяжким недугом, была исцелена.
Согласно другой, более старой легенде, Вероника сама неоднократно вытирала Лицо Христа своим платком, но не могла далее сопровождать Его и выпросила у Него чудесное изображение.
Но прежде чем снова вернуться в горную деревушку Маноппелло, проследим краткую историю платка от момента, когда Христос с благодарностью возвращает его Веронике.
После смерти Иисуса, слухи о чудесном образе доходят до императора Тиберия и он вызывает Веронику в столицу империи, дабы с помощью Платка "выгнала из его головы осиное гнездо". Она прибывает в Рим. Император глядит на образ и сразу же чувствует себя исцелённым.
Перед смертью Вероника дарит Платок папе Клементу, третьему преемнику святого Петра. Таким образом Платок оказывается в Риме, где долгое время хранится в Базилике Святого Петра в каплице Святой Вероники.
Самые ранние свидетельства появления таинственного портрета Христа уходят в глубину веков. Уже в IV веке упоминается о портрете Иисуса, как "о нерукотворной иконе". Именно тут, в Риме, зарождается легенда о Веронике. Vera Eikon "настоящий образ" Христа.
Год перед смертью Мартин Лютер писал "о дьявольской изворотливости римских пап": "Нас пытаются убедить, что на Платке Вероники, изображено настоящее Лицо нашего Господа. На самом деле, это четырёхугольный кусок обыкновенной чёрной доски, который всякий раз подносится вверх, чтобы показать Веронику бедным простодушным и наивным людям, которые не могут видеть ничего, кроме прозрачного кусочка льна, прикреплённого на этой голой доске..."
"Слыша "эту бесстыдную ложь", Лютер не смог, или не захотел увидеть никакого изображения на реликвии." - пишет Паул Бадде в своей книге "Божественный Лик, Плащаница из Маноппелло".
В некоторых других источниках, женщина с Платком выступает под именем Беренике. Но как бы мы её не называли, в Евангелии нет о ней, а ни слова...
Но вернёмся к монастырю братьев Капуцинов в Маноппелло, близ которого скромно приютилась маленькая церквушка Santuario Volto del Santo, где над главным алтарём действительно висит прозрачное полотно, называемое "Платок Вероники", запаянное между двумя венецианскими стеклами, в обрамлении дубового оклада, отделанного золотом и серебром. В строго определенное время, когда узкий луч света из бокового окна церкви падает на этот кусок вроде бы обыкновенной ткани, на полотняном экране возникает Лик Спасителя - изможденное лицо, длинные волосы, скорбная складка между бровями. Цвет изображения трудно определим в палитре. Он колеблется между медово-жёлтым и буро-ржавым. Посетители храма, поднявшись по ступенькам, могут видеть изображение и с обратной стороны.
Но настоящее чудо происходит на Пасху и в день Успения Пресвятой Богородицы, когда в присутствии служителей монастыря и прихожан во всем храме возгорается большое количество восковых свечей. В их трепещущем свете на "Платке Вероники" внезапно и ярко проявляется Лик Христа, который Сам начинает излучать яркое сияние, а глаза образа наполняются живительной силой, после чего присутствующие на службе больные люди чудесным образом исцеляются, а старики чувствуют себя моложе на несколько лет.
При фотографировании "Платка Вероники", на снимках действительно проявляется характерное удлиненное лицо с длинными волосами и морщинкой между бровями. Оно удивительным образом похоже на Лик, запечатленный на знаменитой Туринской Плащанице, в которую завернули окровавленное тело, снятого с Креста Иисуса Христа.
В IV веке "Платок Вероники" оказался в Ватикане, и именно перед ним в последний раз преклоняли колени рыцари ­крестоносцы, уходившие в земли язычников на защиту Гроба Господня. В средние века "Платок Вероники" был помещен в хранилище огромного Ватиканского собора, откуда он в 1608 году при таинственных обстоятельствах бесследно исчез.
Где Вуаль Святой Вероники находилась около четырёхсот лет?
Об этой криминальной истории Платка Святой Вероники в моей следующей статье.

В небольшом городке Маноппелло расположен Сантуарий Нерукотворного Спаса, в котором хранится плат святой праведной Вероники. Согласно древнему преданию, когда Иисус Христос после возложения тернового венца и бичевания нес свой крест на Голгофу, преисполненная сострадания женщина подала Господу плат, которым Спаситель отер Свое лицо. На платке отобразился Лик Иисуса Христа. Считается, что святая праведная Вероника была той кровоточивой женщиной, которая получила исцеление от прикосновения к краю ризы Христовой.
Святой плат в 574 году оказался в Константинополе. Затем плат исчез из Константинополя и его след обнаружился в Риме. В 1506 году в Манопелло пришел один странник. Подойдя к приходской церкви святителя Николая, таинственный странник нашел в ней священника и положил перед ним сверток со словами: «Береги эту святыну как дар небес, почитай ее и она будет защитой для тебя и для всей твоей семьи». Восхитившись изображением, которое принес странник, священник отнес ценный дар в свой дом, в котором Нерукотворный Образ пребывал 100 лет. Его передавали по наследству, пока наконец один из наследников в 1638 не подарил Его храму. Образ, попавший в храм стал предметом всеобщего почитания и кто обращался к нему, получал просимое. В 1686 году была выстроена маленькая церковь для хранения в ней святой реликвии. 6 августа в день Преображения Господня стали отмечать литургический день Святого Образа.
Нерукотворный Образ находится в алтаре храма. Он представляет собой изображение лица на прозрачной материи, которая вставлена с двух сторон в стекло. Оно не нарисовано. Это действительно отпечаток человеческого лица. Исследования показали, что фотография святого Лика на Святой Плащанице и Нерукотворного Образа в Манопелло принадлежат одному Человеку. На Выставке представлены также в сравнении известные Нерукотворные Образы.
Здесь мы отслужили молебен Спасителю и приложились к Нерукотворному Образу.